Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 72 
 

Мария КОНДРАТОВА

Научный эксперимент: как просто!

Суханова Л. В.  Биология. 6–7 класс.  Тетрадь для лабораторных работ.

Суханова Л. В.
Биология. 6–7 класс.
Тетрадь для лабораторных работ.
М.: Интеллект-центр, 2003

Одним из частых недостатков в преподавании предметов естественно-научного цикла является преподнесение научных закономерностей на блюдечке без сколько-нибудь внятного обоснования. В результате учащиеся, овладевая значительным объемом научных знаний, остаются в блаженном неведении о том, откуда и каким образом они были получены. Даже у студентов, поступающих на естественно-научные факультеты вузов, представления о сути научного метода бывают самыми смутными. Что уж тут говорить об остальных. Такой перекос обычно связан как с жесткой нацеленностью на сдачу выпускных и вступительных экзаменов, где требуется продемонстрировать голое теоретическое знание, так и с отсутствием достойных пособий для организации в школе лабораторных практикумов. Бороться с первой установкой в настоящее время представляется маловозможным. Но пособие, которое мы сегодня обсуждаем, даст возможность учителям и ученикам прикоснуться к самой плоти естественно-научного знания – к научному эксперименту.
Лабораторные работы из тетради, подготовленной Людмилой Владимировной Сухановой, охватывают все основные темы ботанической науки (на уровне средней школы). Количество заданий (26) достаточно для того, чтобы обеспечить равномерную нагрузку в течение всего времени изучения ботаники. Проведение лабораторных работ, описанных в этом пособии, не требует привлечения какого-то дорогого и изысканного инструментария. Желательно иметь несколько микроскопов для изучения строения растений на клеточном уровне. Но для значительной части работ довольно лупы и самых простых химических реактивов.
Наряду с задачами, традиционно кочующими из учебника в учебник, такими как описание строения клетки кожицы лука, сравнение однодольных и двудольных растений, строение растений различных отделов, автор включила в пособие и несколько более оригинальных работ. Например, выращивание белой плесени мукора (сравнительный анализ различных сортов хлеба с точки зрения скорости заплесневения), определение органических веществ (простое, но очень наглядное качественное определение крахмала, сахаров, белков и жиров в растительных тканях), фотосинтез (изучение динамики образования в листьях крахмала в темноте и на свету) и другие.
Лабораторные задания включают в себя собственно экспериментальную часть, вопросы к экспериментальной работе, проблемные задачи (вопросы, готовый ответ на которые бесполезно искать в учебнике, требующие обдумывания и обоснования ответа). Вот примеры проблемных задач из различных работ.
Какое преимущество имеют растения с деревянистым стеблем перед растениями с травянистым стеблем?
Иногда плесень на хлебе бывает зеленого цвета. Может ли такая плесень фотосинтезировать? Ответ поясните.
Несколько семян поместили во влажное, воздухонепроницаемое, но темное место. Семена сначала проросли, но вскоре погибли. Почему?
Пособие написано простым и понятным языком и проиллюстрировано множеством черно-белых рисунков. Отдельные забавные стилистические ляпы и опечатки нисколько не умаляют общего благоприятного впечатления. Напротив, думается, если не класс, то учительская оценит вопрос: почему человек часто прибегает к вегетативному размножению? Чем оно выгодно?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru