Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КРУГ В ИНТЕРНЕТЕ 

Елена ИВАНИЦКАЯ,
Ирина ХОМЕНКО

Любишь тратить? Люби и зарабатывать!

Особенности американского трудового воспитания

Под самый Новый год, 29 декабря 2003 года, участники сайта “Inter-педагогика” ( www.inter-pedagogika.ru ), созданный кандидатом педагогических наук Ириной Хоменко, провели в Институте детства в Петербурге вторую встречу образовательного сообщества из серии “Образование в США глазами родителей”. На обсуждение были вынесены вопросы социализации детей в американских школах, опыт организации детского, в том числе благотворительного, труда, способы работы школы с родителями. Уже знакомая нашим читателям Евгения Лазарева рассказала об американской системе социализации и трудового воспитания школьников на примере собственной семьи, а ее дети, 12-летние Аня и Влад, иллюстрировали встречу, поделившись повседневным опытом жизни в американской школе.

Одним из способов социализации детей в США является их участие в жизни того или иного социально-экономического сообщества. Иными словами, это активная трудовая деятельность, ориентированная как на зарабатывание денег для различных внеклассных мероприятий, так и на пополнение собственного бюджета. А еще – на благотворительные цели.
Рассмотрим эти варианты по порядку.

Работа для школы

Надо сказать, что трудовая деятельность детей всячески поощряется и школой, и родителями. В Соединенных Штатах существует общефедеральная родительско-учительская ассоциация (Parents-Teachers Association, РТА), которая активно действует в каждом штате и в каждой школе. Говоря по-нашему, большой родительский комитет. В этой организации нет властной вертикали: родительско-учительская ассоциация каждой школы вполне свободна и автономна.
Основной задачей этой ассоциации является максимальное содействие развитию детей и организация волонтерского движения среди педагогов и родителей. В каждой школе PTA активно работает весь учебный год (выпускается даже специальный календарь с планом мероприятий!), но особенно бурная деятельность происходит в начале учебного года, когда идет привлечение новых родителей и возобновление членства старых. В это время PTA рассылает на дом каждому родителю множество печатных материалов, включая календарь, отчет о своей деятельности за прошлый год и приглашение к вступлению в свои ряды. Обычно это специальная анкета, в которой родители могут отметить те мероприятия, в которых они могут и готовы поучаствовать. (Образец анкеты можно посмотреть на сайте www.inter-pedagogika.ru .)
Членские взносы для вступления в РТА, как правило, небольшие. В той школе, где учатся Анна и Влад, они составляют от 3 до 5 долларов в год, в зависимости от количества членов семьи.
Помимо календаря ассоциация выпускает телефонный справочник с адресами всех семей, которые хотят в нем зарегистрироваться.
РТА действует на принципах самоокупаемости и зарабатывает на свои нужды сама, однако она не финансирует досуг детей, а лишь оказывает помощь школьникам в реализации их социальных проектов. Здесь действует принцип: «Захотел (поставить спектакль, поехать на экскурсию, купить новые инструменты для оркестра) – заработай!». И дети зарабатывают. Сами. От этого выигрывают все: учителям не нужно убеждать родителей на собраниях в целесообразности очередных поборов; дети, зная о необходимости получить средства собственным трудом, учатся расставлять приоритеты; а родители могут позволить себе волонтерскую помощь родной школе, делая это исключительно на добровольных началах. И никаких обид.
Таким образом, помимо государственного финансирования школа имеет еще как минимум два источника пополнения своего бюджета: деньги РТА, которая координирует деятельность по сбору средств, и деньги детей, заработанные ими разными способами.
Какими?
Во-первых, путем участия в организации подписки на периодические издания, которые потом отчисляют в школу определенный процент. Кстати, отчисления на школу не облагаются налогом, поэтому польза тут обоюдная, и периодические издания охотно предоставляют школьникам эту работу.
Во-вторых, очень выгодным среди школьников считается приятное и общераспространенное дело – реализация пышек. Например, компания Krispy Kream (именно так, с ошибками, она называется) выпускает специально коробки пышек, на которых написано “Fundraising”, и школа может закупить примерно 2000 таких коробок для дальнейшей продажи. При этом известно, какую часть от цены каждой коробки будет составлять прибыль школы. (Так, в школе, в которой учатся Аня и Влад, пышками ребята профинансировали больше половины затрат на увлекательную образовательную поездку, включавшую отдых в летнем лагере, конные экскурсии и археологические раскопки.)
В-третьих, очень веселым мероприятием считается мытье машин. Дети одеваются в специальную одежду, оборудуют площадку для помывки яркими плакатами, включают громкую музыку и… под присмотром педагогов и родителей берутся за дело. Обычно такая услуга стоит несколько дешевле, чем на обычной мойке, поэтому недостатка в клиентах не бывает. К тому же водители охотно участвуют в благотворительной акции и дают детям возможность заработать.
Напомним, что практически все трудовые мероприятия организуются под какие-то конкретные нужды, поэтому общественность всегда приветствует подобные акции.
Надо также сказать, что в школе работают различные мастерские, дети учатся ткать, шить, работать по дереву и металлу, а потом на ярмарке они могут продавать свои поделки. Взрослые обязательно покупают такие вещички, чтобы поддержать тот или иной проект.
Заработанные деньги не остаются на руках ни у детей, ни у директора. Механизм здесь такой: ученики заработали определенную сумму, заполнили ведомость, по ведомости сдали деньги в школу, школа перечислила в банк. И дальше все расчеты – через банк. Школа регулярно предоставляет родителям финансовые отчеты, где с точностью до цента указывается, сколько было заработано, сколько и на какие нужды потрачено.

Как сами дети относятся к необходимости зарабатывать для школы?
Прямо скажем – хорошо относятся, с готовностью. Аня подтвердила, что они видят реальную отдачу: за три года на средства, заработанные учениками ее школы, была полностью оснащена школьная телестудия, а в дополнение к обычному спортивному залу был оборудован фитнесс-центр. Вот примерно такой масштаб заработков.
Кроме того, за трудовую активность детям полагаются всякие “пряники” морального и развлекательного толка. Например, организуя подписку, классы соревнуются между собой, кто больше людей подпишет, и относятся к соревнованию с энтузиазмом.
После окончания работы для класса устраивается чаепитие или “праздник пиццы”. То есть скромно, но тепло и дружно.
Активность ребенка постоянно поощряется директором школы. Каждый ребенок, помогающий школе, получит от директора благодарственное письмо, причем не одно в конце года, а за участие в каждом мероприятии. (На сайте www.inter-pedagogika.ru  есть образцы таких писем.) К концу года у активного ученика писем набирается много. Директор всегда открыт для ребенка, который постоянно чувствует его внимание. К сожалению, в наших российских школах директор, даже самый лучший, болеющий душой за школу, редко выходит на прямой контакт с учениками… А ведь это огромный педагогический потенциал! Дети, получившие личное письмо от руководителя школы, совершенно иначе относятся и к себе, и к школе, не говоря уже о самом директоре.

Работа для себя

С одиннадцати примерно лет многие подростки начинают собственную трудовую деятельность. По словам Ани, иногда это бывает и в 9–10 лет.
Возможностей заработка для ребенка не так много, но они есть: с малышом посидеть, собаку выгулять, снег почистить...
Обращению с малышами и этике отношений с его родителями детей обучают на специальных курсах, которые выдают сертификат. Обучение платное, стоит двадцать–тридцать долларов и продолжается восемь недель (занятие – раз в неделю). С подростками занимаются врачи, педагоги, обязательно придет с лекцией офицер полиции. Учат и подгузники менять, и вести себя в экстремальных ситуациях. Каждую неделю – зачет в форме игры, имитирующей различные проблемные ситуации, в конце курса – настоящий экзамен. Аня, в свое время получившая такой сертификат, рассказала, что был случай, когда одна девочка выпускной экзамен не сдала и ее отчислили.
Найти работу по присмотру за ребенком 4–8 лет (работу бэби-ситтера) не так трудно. Эта услуга постоянно нужна семьям. Но понятно, что родители малыша не позовут неизвестного человека по объявлению. Как же быть? А так, что в школе и учителя, и одноклассники знают о готовности ученика поработать, знают соседи – и все могут порекомендовать, если кандидатура достойная. Родители малыша знакомятся с подростком и его родителями, а потом бэби-ситтер приступает к работе. А что будет, если с малышом случится по недосмотру какая-то неприятность? Тогда родители “бэби” предъявляют иск родителям “ситтера”.
Но как найти свою первую работу, если у тебя пока нет ничьих рекомендаций?
Аня, ученица седьмого класса, охотно рассказала: сначала она по-соседски помогала бабушке с четырьмя внуками, в ее присутствии и при ее помощи, а потом эта бабушка могла дать ей рекомендацию.
Потенциальные заказчики встречаются на различных акциях, распродажах и других мероприятиях, куда родители приходят вместе с детьми и где возникает необходимость в кратковременном присмотре за ними в специально отведенных местах. Начинающие бэби-ситтеры активно помогают родителям, играют с малышами и стараются оставить им свою визитную карточку. Если контакт с ребенком получился, то велика вероятность, что родители пригласят «молодого специалиста» в свою семью и дальше. А это отличный шанс заработать первую рекомендацию.

При такой ранней трудовой деятельности детей возникает закономерный вопрос: должен ли ребенок делиться с родителями своими честно заработанными деньгами?
Ребята ответили на этот вопрос так: считается, что заработанное ребенком принадлежит только ему и для родителей аморально претендовать на какую-то часть этих денег. Но если совершеннолетние сын или дочь живут с родителями, они вносят за себя определенную сумму в семейный бюджет.
Вообще проблема карманных денег в США решается немного иначе, чем у нас. За некоторые виды работ по дому родители платят своим детям. Если ребенок пропылесосил весь дом или вымыл родительскую машину, он получает за это определенную сумму. Обычно четыре-пять, изредка десять долларов в неделю. В каждой семье это решается по-разному. Но обслуживание самого себя – это для ребенка не работа, а обязанность, за это обычно никаких выплат.
Существует ли оплата за школьные успехи? Чтобы родители платили за каждую хорошую оценку – такого обыкновения нет. Однако они могут пообещать премию за более серьезные достижения в учебе – за отличные успехи в четверти или в году. Премия в среднем не бывает выше двадцати долларов, хотя, как пояснили ребята, если человек плохо учится, то никакие премии на это повлиять не в силах…

Работа для других (волонтерство)

Поощряя зарабатывание денег для школы и на карманные расходы, родители и учителя много внимания уделяют и благотворительному труду, волонтерской деятельности детей.
Как рассказали Аня и Влад, для учеников в их местности, начиная с седьмого класса, в школе действуют “клубы добрых дел”, через школу же проходят многочисленные заявки организаций, которым требуется помощь волонтеров, деревенская управа тоже предлагает список, где необходима волонтерская работа.
Например, перед началом каждого учебного года проходит акция по сбору школьных принадлежностей для неимущих детей. Покупая канцелярские товары своим детям, более обеспеченные родители купят и дополнительные наборы тетрадок, ручек, карандашей для нуждающихся. Собранные вещи потом необходимо распределить, упаковать, разослать, разнести... Вот здесь и потребуется помощь волонтеров, а добровольцы займутся этой работой. Кстати, дети работают здесь вместе и наравне со взрослыми.
Евгения Лазарева рассказала, что в их городке перед началом этого учебного года школьными принадлежностями на благотворительной основе были обеспечены больше тысячи детей, а 64 подростка-волонтера с помощью 15 учителей проделали всю необходимую техническую работу. Каждый участник-волонтер получил потом благодарственное письмо от организаторов акции.
Примечательно, что благотворительная организация присылает сообщения о предстоящей акции школе, а школа в свою очередь информирует персонально каждую семью по почте. И никаких общих объявлений!
Вот пример такого обращения:
“1. С 6 по 13 декабря 2003 года требуется волонтерская помощь для вручения праздничных подарков 475 семьям. Работа не менее четырех часов. Есть тяжелые пакеты. 2. Требуются волонтеры для помощи в сортировке и упаковке продуктов для малоимущих. Если вы готовы помочь, внесите свое имя в список, а если хотите узнать о других программах для волонтеров, свяжитесь с нами...” – И даются все координаты организации.
Учителя тоже работают волонтерами, подавая пример. И вообще педагоги очень многое делают для школы за свой счет, вкладывая не только силы, но и деньги.

Социализация неблагополучных

Большой интерес у аудитории вызвала тема, связанная с неблагополучными семьями, с организацией труда детей из разных социальных слоев. На вопрос, кто больше и охотнее работает – ребята из более бедных или из более состоятельных семей, – Аня и Влад ответили, что это скорее зависит не от обеспеченности, а от семейных установок. Бывает такой стиль воспитания, когда в богатых семьях поощряют детей очень много работать.
А вот проблемы с трудовой деятельностью возникают не у бедных или богатых, а у социально запущенных детей. С такими детьми школа – хорошая школа – упорно и тщательно работает.
Каков тут механизм? В каждой школе есть психолог, социальный работник и counselor – мы так и не придумали, как перевести это слово. Что-то вроде наставника или советчика. Этот человек выступает связующим звеном между детьми, родителями и учителями. К нему к первому ребята идут со своими проблемами.
Для социально запущенного ребенка психолог, социальный работник и counselor выработают специальный план действий. В плане будет намечено: “Чего мы хотим добиться за год?”, “Что хотим исправить, преодолеть?”. Причем это “мы” будет включать и самого ребенка. Этот план работы могут инициировать родители, а если родители неблагополучные, то сам учитель.
Если ребенок очень запущенный, его направляют в специализированный коррекционный класс, где учителя имеют психологическую подготовку для работы с такими детьми. Если видно, что идет исправление, то ребенка стараются скорее интегрировать в обычное окружение. В коррекционные классы посылают только старших учеников, в начальной школе таких классов практически нет, все учатся вместе.
Много ли социально запущенных детей?
Это зависит от того, хорошая школа или плохая, в благополучной или неблагополучной местности она расположена. В Соединенных Штатах ситуация иная, чем в России: деревенские школы обычно лучше городских, и процент неблагополучных детей в них ничтожно мал (около трех процентов).
О том, есть прогресс у ребенка или нет, в чем его трудности, директор постоянно информирует родителей. Хотят они это знать или не хотят, им упорно будут посылать информацию и настойчиво добиваться обратной связи. А если они не выполняют своих родительских обязанностей, не интересуются и не занимаются детьми, то тогда школа начнет воспитывать родителей.
В школе вообще планируется много мероприятий для детей и родителей вместе, проводятся постоянные встречи с учителями. Но если родители все это злостно игнорируют, то учитель может поставить в известность органы социального попечительства, потому что такое пренебрежение считается вредным для ребенка. Однако к ответственному, загруженному работой родителю, который не посещает школьные мероприятия и не приходит на встречи с учителем по занятости, а не по небрежности, отнесутся с пониманием. Учителя постараются подстроиться под его график, а если надо, то и домой приедут.
Если это необходимо, каждый ребенок может получить помощь в выполнении домашних заданий. В школе в течение полутора часов после окончания уроков действует “центр домашней работы”, где дежурят учителя-предметники, к которым можно обратиться за помощью и дополнительным объяснением.
Многочисленные школьные кружки, студии, секции либо бесплатны, либо достаточно дешевы. За кружок технического творчества, например, родители платят примерно десять долларов в четверть, легкоатлетический кружок обычно чуть дороже – двадцать долларов за два месяца. Это продуманная политика школы, чтобы ребенок не был на улице. Характерно, что районные власти эти часы учителям оплачивают. В США давно подсчитали, что борьба с асоциальными явлениями потом обойдется государству намного дороже. Именно поэтому общественное мнение активно поддерживает любую продуктивную занятость детей, ведь в конечном итоге от этого немалая польза всем.
В том, чтобы школа была хорошая и “работящая”, очень заинтересованы и местные власти. Если дети любят школу, хотят ей помогать и активно работают – от этого создается привлекательный образ данной местности. А отсюда по цепочке: хорошая школа – привлекательная местность – люди хотят в ней жить и учить детей – больше приток населения – больше поступает налогов – растут цены на жилье. Если школа плохая, родители уедут туда, где учить детей лучше, привлекательность местности упадет – и дальше та же цепочка, только в обратном направлении. Кстати, при продаже дома в Соединенных Штатах обязательно указывается, к каким школам этот адрес относится: поскольку ребенок может учиться только в школе по месту жительства, это очень важная характеристика при оценке жилья. К слову сказать, основной налог в местный бюджет – именно налог с владельцев недвижимости. Если принять во внимание, что школа на восемьдесят процентов финансируется из местного бюджета, станет понятно, как связано хорошее образование и финансовое обеспечение района. Напрямую!

Таким образом, процесс социализации детей в США складывается из нескольких взаимосвязанных направлений: трудовая деятельность детей; социально-психологическое сопровождение; внеучебная деятельность, поддерживаемая местными властями.
В этот процесс активно включены родители, коммерческие организации, муниципальные органы и… сами дети, которые помогают сверстникам в поиске работы, выступают в роли партнеров, консультантов и даже воспитателей. Помимо приобретаемых трудовых навыков и получения определенного дохода дети при такой организации их жизни быстрее определяются с выбором профессии, легче ориентируются на рынке труда и успешнее строят свою карьеру. Согласитесь, что это серьезный аргумент в пользу подросткового труда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru