Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Еще снег на улице, еще в разгаре самая длинная четверть учебного года, но многие школы уже приблизительно посчитали, сколько первоклассников придут к ним в сентябре в классы. Да и родителям 5–6-леток пора подумать о том, куда пойдут их дети в новом учебном году.
Однако для мам и пап здесь возникают серьезные проблемы. Первая: отдавать – не отдавать. В 2001 году было принято новое “Типовое положение об общеобразовательном учреждении”, где начальное образование объявлено четырехлетним. Отдать ребенка в первый класс стало можно с шести лет и шести месяцев и не позже восьми лет. А в письме Министерства образования “Рекомендации по организации приема в первый класс” 2003 года появились и такие слова: “По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательное учреждение для обучения в более раннем или более позднем возрасте”.
Вторая проблема вытекает из первой – если родители сами или по рекомендации специалистов решают не отдавать ребенка в школу с шести с половиной лет, куда его девать, ведь детский сад окончен, “на второй год” там остаться практически невозможно.
Третья: как попасть в хорошую школу. В Законе “Об образовании” записано: “Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования... если образование данного уровня гражданин получает впервые”, а в методическом письме Министерства образования подчеркнуто: “Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе”, но на деле часто бывает иначе.
Удивительно, какие-то документы Министерства образования начинают свою жизнь еще до того, как принимаются, а какие-то из года в год переписываются, повторяются, обновляются, рассылаются вновь и вновь, но никак не становятся руководством к действию для управлений образования и школ.
А есть еще и содержательная сторона. Как сделать так, чтобы дошкольное детство из замечательного отрезка жизни со своими ценностями не превращалось в подготовку к школе.
Людмила РЫБИНА

В детском саду стандарт может быть только на условия образования и воспитания

В нашем детском саду нет подготовительной группы. Старшая – последняя группа, после которой дети выпускаются из детского сада. Объясняют это тем, что теперь начальная школа четырехлетняя. Программу подготовки к школе, которую всегда давали в подготовительной группе, спустили механически в среднюю. А ведь эти дети на год младше. Четырехлетней сделали начальную школу, чтобы разгрузить детей, облегчить им начало учения, а в детском саду восприняли это так, что надо сократить детство на год, ужесточить требования. При этом ссылаются на какие-то стандарты дошкольного образования.
У меня девочка в старшей группе детского сада, а сын – в начальной школе. У Вани до сих пор нет отметок и уроки на выходные не задают. А у Маши и отметки, и задания на дом, и пишут в тетрадях в клеточку печатные буквы по несколько строк. А еще задают фонетический разбор слов. Причем звуки гласные и согласные, твердые и мягкие обозначают не так, как в школе – кружочками и других цветов. Ваня хотел помочь Маше, но это невозможно. Зачем такая путаница?

Елена П.
Санкт-Петербург

После постановления правительства 2000 года “О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования” в министерстве начали их разработку. Но после долгих дебатов, обсуждений, консультаций пришли к выводу, что стандарта в том виде, в котором он подготовлен для школы, для детского сада не будет.
У школы и у дошкольного учреждения разные цели и задачи, а значит, и разный результат. Школьный стандарт содержит уровень предъявления и уровень усвоения, предполагает квалиметрию – оценку знаний, ее критерии, требования к уровню подготовки выпускников.
Дошкольное учреждение не ставит целью дать сумму знаний, передать какое-то фиксированное количество сведений (научить считать, научить буквам, читать), нужно на этой ступени совсем другое: развивать личностные качества, которые дадут возможность быть успешными на следующей ступени обучения, помогут овладевать в дальнейшем знаниями. Это любознательность, инициативность, способность к творчеству, коммуникабельность, компетентность – как итог, как умение пользоваться этими психологическими навыками.
“Мы твердо стоим на том, что дошкольник имеет право быть таким, какой он есть, развиваться по своим собственным законам”, – говорит Татьяна Оверчук.
Стандарт в дошкольном образовании может быть только на те условия, в которых ребенок развивается. В план законотворческой деятельности сейчас внесено положение о необходимости внести изменения в ст. 7 Закона “Об образовании”, которые позволят стандарт начального образования преобразовать в государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Здесь будут требования к формам и методам работы, к технологиям, к педагогу. Но только не к ребенку.
Правда, некоторые авторы пособий для дошкольных учреждений так поторопились, видимо, желая придать вес своим книжкам, что сопровождают их пометками: “Пособие разработано в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования”. Спешат уловить тенденцию?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru