Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Еще снег на улице, еще в разгаре самая длинная четверть учебного года, но многие школы уже приблизительно посчитали, сколько первоклассников придут к ним в сентябре в классы. Да и родителям 5–6-леток пора подумать о том, куда пойдут их дети в новом учебном году.
Однако для мам и пап здесь возникают серьезные проблемы. Первая: отдавать – не отдавать. В 2001 году было принято новое “Типовое положение об общеобразовательном учреждении”, где начальное образование объявлено четырехлетним. Отдать ребенка в первый класс стало можно с шести лет и шести месяцев и не позже восьми лет. А в письме Министерства образования “Рекомендации по организации приема в первый класс” 2003 года появились и такие слова: “По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательное учреждение для обучения в более раннем или более позднем возрасте”.
Вторая проблема вытекает из первой – если родители сами или по рекомендации специалистов решают не отдавать ребенка в школу с шести с половиной лет, куда его девать, ведь детский сад окончен, “на второй год” там остаться практически невозможно.
Третья: как попасть в хорошую школу. В Законе “Об образовании” записано: “Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования... если образование данного уровня гражданин получает впервые”, а в методическом письме Министерства образования подчеркнуто: “Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе”, но на деле часто бывает иначе.
Удивительно, какие-то документы Министерства образования начинают свою жизнь еще до того, как принимаются, а какие-то из года в год переписываются, повторяются, обновляются, рассылаются вновь и вновь, но никак не становятся руководством к действию для управлений образования и школ.
А есть еще и содержательная сторона. Как сделать так, чтобы дошкольное детство из замечательного отрезка жизни со своими ценностями не превращалось в подготовку к школе.
Татьяна ФИЛИППОВА,
директор центра диагностики и развития
Института физиологии детей и подростков

Чтобы знания не мешали развитию

Ребенка нельзя “натаскивать” на школу

Воспитатели в детских садах привыкли работать со всеми детьми одинаково, но такая работа не дает результатов, потому что в этом возрасте у детей очень разные показатели организации деятельности: и включения в работу, и возможности переключения, и времени интенсивной работы без отвлечений. Координация движения, речь развиты у каждого по-разному. Разброс наиболее высок в возрасте 4,5–6,5 лет. К 7 годам дети выравниваются. А до этого нельзя всех одинаково научить самому простому, не работая с каждым ребенком.
Программа “Ступеньки к школе” дает возможность воспитателю работать индивидуально. Но все время нас просят: дайте программу работы с детьми 4,5 лет. И не привыкнут, что одной программы для всех не может быть. Могут быть направления этой программы. Основное же направление работы с дошкольниками – это функциональное развитие. Не стараться создать запас сведений и знаний, а сформировать базу для навыков и действий.
Складывать, как на полочки, сведения в голову ребенка бессмысленно. Бывает, приходят в школу дети, освоившие физическую энциклопедию, знающие карту звездного неба или марки машин, но учиться они не могут, потому что не развиты основные познавательные функции: организация деятельности, речь, моторика, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Упражнения на развитие всех этих функций мы включили в азбуку и рабочие тетради к ней, которые были созданы еще в 90-х годах (Азбука. – М.Безруких, Т.Филиппова). Теперь комплект “Ступеньки к школе” включает уже 12 тетрадей, еще одна – в работе. Методическое пособие и первые пять тетрадей уже вошли в федеральный комплект учебников, как и “Азбука” с рабочими тетрадями.
Часто нас спрашивают: к какой системе начального обучения привязан ваш комплект, к какой системе вы готовите. Но мы не готовим к системе, а формируем школьно-значимые функции. Начнет ли ребенок учиться по Виноградовой или по системе развивающего обучения, они ему необходимы.
Важно, что к формированию этих функций мы подошли, оттолкнувшись от работы с более старшими детьми. Сначала анализировали школьные трудности, а потом уже стали отслеживать, как и почему они возникают. Стало понятно, на каком уровне, какие функции должны быть развиты у ребенка, чтобы не возникли трудности при обучении письму, чтению, математике. Мы разработали и методику, которая позволяет прогнозировать эти трудности. В основе ее глубокие нейрофизиологические исследования, но она адаптирована, и пользоваться ею могут учителя, воспитатели и родители. Дана она в методическом пособии к “Ступенькам к школе”. На основе этой методики можно понять сильные и слабые стороны развития ребенка и разработать программу, по которой работать с ребенком индивидуально.
От безвыходности программу начальной школы пытаются спустить в дошкольное детство и часть ее пройти здесь. Но мы анализировали, что из этого получается, в течение трех циклов двухлетней подготовки в дошкольной гимназии.
Первые же результаты нас удивили, решили проверить результаты в следующем году на большем числе детей, а потом еще и с другими педагогами, и в детском саду, когда там идет подготовка к школе. И оказалось, что форсированием обучения и тем, что сложные задачи спускаются на более ранний возраст, развитие не ускоряется, а тормозится. Если начинать учить ребенка писать в 5–5,5 лет, развитие навыка письма тормозится и замедляется развитие зрительно-моторной координации. Эффект противоположен ожидаемому. Есть дети, которые могут научиться сами, в первую очередь чтению, уже в 4 года. Их немного – 10–15%. Это дети, у которых хорошо формируются базовые функции, лежащие в основе чтения. А дети, у которых затруднена зрительная дифференциация букв, никогда не научатся читать, и бессмысленно их учить. У них надо сначала формировать эту функцию. Как только функция будет сформирована, они зачитают, даже если мы этого не будем хотеть.
Следовать этой установке воспитатель может только тогда, когда его этому учат. Но уж если мы проработали с педагогами нашу методику в Челябинске или в Вологде и они поняли суть дела, вернуться к прежнему подходу уже никто не может, ни разу никто не сказал: “Не работает”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru