Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

Что делает человека инвалидом?

С медицинской точки зрения – неспособность обходиться без инвалидной коляски, а с социальной – отсутствие пандусов

К людям с инвалидностью относятся через призму “медицинской модели”. Это значит, что на вопрос: “Что делает человека инвалидом?” – следует ответ, который кажется само собой разумеющимся: “Инвалидом человека делает болезнь, травма, отклонение от стандарта нормального развития”. При таком подходе человек считается инвалидом потому, что он не может ходить, видеть, слышать, говорить, читать, писать... То есть “медицинская модель” определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать. Когда “фокус” наведен на неспособность, нарушение, отклонение, мы, здоровые, рано или поздно, несмотря на всю свою добросердечность, неизбежно приходим к выводу, что “инвалиды всегда больны”, “они не подпадают под определение нормы, не могут учиться, работать, посещать обычные школы” и “ являются иждивенцами и обузой для общества”.
В сущности медицинская модель инвалидности сегодня преобладает в воззрениях общества и государства, поэтому инвалиды по большей части оказываются изолированными и дискриминированными.
В противоположность медицинской модели сами инвалиды и их общественные организации разработали иную модель инвалидности – социальную. Самым активным пропагандистом социальной модели стала региональная общественная организация инвалидов “Перспектива”.
Для того чтобы увидеть различия между этими двумя моделями, чтобы понять, как они влияют на действия общества и государства, проделаем мысленный эксперимент. Представим себе ученика или студента на коляске, которому нужно позаниматься в общественной библиотеке. Почему он скорее не сможет этого сделать, а если и осилит, то с невероятными трудностями? Посмотрев на ситуацию через призму медицинской модели, получим такой ответ: “Потому что он на коляске”. То есть проблема заключается в... коляске.
Однако если мы посмотрим на ту же ситуацию через призму социальной модели, то увидим совершенно другую картину. Человек не может осуществить свое элементарное право просто из-за ступенек. И это единственная причина, по которой ученик в библиотеку не попадет, реферат не напишет и зачет не получит. Архитекторы, строители, планировщики, которые строили библиотеку, не считали инвалидов частью общества и не учитывали их запросы. То есть не коляска, а отношение общества в лице его специалистов создало такую среду, которая настраивает на инвалидность человека, подчеркивает, усугубляет ее. Если бы в библиотеке были пандусы и лифты, то человек на коляске спокойно посещал бы читальный зал, как и всякий другой человек. С точки зрения социальной модели ответ на вопрос: “Что делает человека инвалидом?” – звучит совсем по-другому. Инвалидом человека делают не его физические особенности, а физические барьеры в окружающей среде, непреодолимые сложности при пользовании транспортом, отсутствие доступа к информации и полноценному общению, невозможность учиться в обычных школах и вузах, отсутствие равных возможностей при получении работы. Наконец, инвалидом человека делает негативно-подозрительное, презрительное отношение окружающих, дискриминация со стороны общества.
Конечно, люди с инвалидностью, как и всякие другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи, но рассматривать инвалидов исключительно как объект медицинского вмешательства нельзя. Социальная модель утверждает: инвалидность – это в основном вопрос прав человека.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru