Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

С вопросами о том, должна ли школа иметь собственные ценности, как эти ценности утверждаются в школьной жизни и следует ли вести разговор о ценностях школы с детьми, мы обратились к директору школы № 1927 Вячеславу Кондрашову и директору школы № 1048 Сергею Черному. Вот что они нам рассказали.
Сергей ЧЕРНЫЙ,
директор школы № 1048

«Хорошие школы похожи друг на друга быть не должны»

Монолог директора школы № 1048

Директор школы № 1048 Сергей Черный

Все счастливые семьи похожи друг на друга. Хорошие школы похожи друг на друга быть не должны. Школа не должна быть серой и однообразной. Каждой школе необходима своя система ценностей.
Для нашей школы важно, чтобы ни один человек не чувствовал себя потерянным, чтобы каждому нашлось дело по душе, каждый смог самореализоваться.
Что я внушаю ребятам?
К каждому, как и к себе, надо относиться так: человек – существо уникальное, такого, как я, никогда не будет, я должен в себе это ценить и реализовывать.
Каждый талантлив по-своему. И в каждом возрасте школа должна помогать ребенку развивать свой талант.
Для этого в нашей школе созданы условия. У нас каждый может проявить себя в большом количестве дел. Если у тебя что-то не получится – это не страшно, неудачи забываются. Остаются победы. Жизнь человека состоит из побед и достижений. Вот наши ценности. Мы очень ценим все наши достижения. Даже самые маленькие победы.

Предположим, ты не можешь хорошо учиться, у тебя нет таких способностей, не можешь хорошо выступать на сцене, но собери больше всех макулатуры! И ты попадешь в Книгу рекордов школы. А попасть в Книгу рекордов – это очень почетно.
На празднике посвящения в первоклассники еще только-только переступивший порог школы ребенок уже знакомится с этой книгой. Это – одна из форм эпистолярной истории школы. Она ведется с самого основания школы, с самой первой медали, которую мы получили в 1994 году.
Каждому ученику или учителю, который попадает в эту книгу, выдается сертификат Книги рекордов.
Другой формат нашей истории – фотолетопись школы. На каждый школьный конкурс (а их у нас проводится 60!) обязательно приходят корреспонденты и снимают фоторепортаж. И у нас уже собралось 20 альбомов.
Вот на снимке первый состав «Школьного парламента». Видите, ребята стоят в майках. Это не обыкновенные майки. Во-первых, они не покупались за родительские деньги (у нас рабочий район, в школе учатся ребята из малообеспеченных семей). Мы победили в конкурсе, который организовала компания “Кока-кола”, и за победу получили майки и шрифты, посредством которых на майках можно было делать надписи. Но суть не в этом. На этих майках мы написали имена членов первого парламента! А когда наши первые «парламентарии» окончили школу и на их место пришли другие ребята, на тех же майках появились имена второго состава парламента.
Майки хранятся в музее школы и одеваются в торжественных случаях. Мне, кажется, они оказывают действие, подобное действию предметов храмовых обрядов: как в храме намоленные иконы создают особую атмосферу, так и эта одежда. Кто-то носил ее до меня, наверное, это был хороший человек. И теперь эту майку надел я, и я продолжаю эту традицию, чувствую себя частицей школы.
Каждый год проводится конкурс «Мистер школы» и «Мисс школы», «Голоса школы», «А ну-ка парни!», «А ну-ка девушки!», «Слабо?». И устанавливаются индивидуальные рекорды. И в Книге рекордов появляется запись: «Рекорд, установленный таким-то учеником еще в 95-м году по количеству прыжков на скакалке за одну минуту, побил другой ученик в 2003 году».
Каждый день дежурный класс школы делает в особой тетради записи о том, что происходит в школе. Так пишется «Бесконечная летопись школы». Вот, например, 7 марта, читаем: “В младших классах сегодня концерты, у нас тоже праздник, нам мальчики подарили подарки...”
Кто подписался? Ученица 6 класса. Представьте, через 5 лет она закончит школу, придет, увидит свой детский почерк и вспомнит то, что было в этот конкретный день.
Из поколения в поколение мы передаем талисманы. Талисман – это наш «Оскар», мягкая игрушка, на которой список тех людей, кто владел этим талисманом раньше.
Аттестаты у нас выдаются по жребию в разных номинациях. Каждый себя записывает в какую-то номинацию, в которой он проявил себя. Бросается жребий, вручается документ, о каждом говорятся какие-то теплые слова. Звучит песня. Кстати, у школы есть «бесконечная песня выпускников». Каждый класс дописывает в эту песню свой куплет.

В школе есть специальный ящик, куда можно опускать любые предложения в анонимном виде. А можно открыто высказать их на совете школы. Все это обсуждается, и ребята чувствуют, что их предложения воспринимаются взрослыми всерьез. Допустим, было предложение об открытии кафе. И сделали. Или захотели установить в школе автоматы для продажи сока. Пожалуйста, автоматы работают.
Как можно понять, принимаются ли ценности школы учениками? Для меня, наверное, самый значимый показатель состоит в том, что наши выпускники уже начинают приводить сюда своих детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru