Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Светлана ТАНДИТ

Воспитание с помощью... хвоста

Родители часто не подозревают, чего лишается их ребенок, отлученный от возможности иметь четвероногого друга

Фото В.ДЕМИДОВА

Когда дети упрашивают родителей завести дома какое-нибудь живое существо – кошку, хомячка или черепаху, взрослые, как правило, начинают перечислять все отрицательные последствия такого шага. Например, не избежать дополнительной уборки. Трат на кормление. Лишних хлопот. Страшные перспективы громоздятся в воображении родителей, доводя их до паралича при одной только мысли о каком-нибудь даже самом маленьком животном в доме. Занимая такую позицию, взрослые часто не подозревают, чего лишается их ребенок, отлученный от возможности иметь четвероногого друга.
Попробуйте провести эксперимент: засеките по часам, сколько времени в день (обычный, не выходной) вы тратите на своего ребенка? Нет, не на стирку его вещей, не на приготовление ужина, а на него самого: на игру с ним, на чтение, на разговор. По статистике средняя продолжительность общения родителей со своими детьми, достигшими детсадовского возраста, – 18 минут в день. Чем восполнить эту патологическую нехватку любви, ласки? Общением с плюшевыми игрушками? Может быть, лет до четырех это и выход, а потом?.. Потом ребенок скорее всего сам попросит родителей завести ему котенка или щенка. Поверьте: животные могут стать настоящими союзниками взрослых в воспитании детей, а не только прибавить забот.
Олеся была очень хорошей девочкой, способной, но страшно ленивой. Все дела, уроки она откладывала на последний момент, а иногда и вовсе не доводила начатого до конца. Например, возьмется разучивать новую пьесу на фортепьяно, дойдет до второй строчки и застонет: “Ой, как я устала!” – пойдет и ляжет на диван, к телевизору. Родители пытались как-то влиять на дочь, объясняли, требовали, ругали. Но утром они убегали на работу, а Олеся, вернувшись из школы, всегда оставалась с ее любимыми друзьями: диваном и телевизором. Однажды Олеся увидела телефильм о попугаях. О том, как их научить говорить и каких успехов могут добиться эти маленькие птицы. Сначала Олеся была потрясена, потом решила, что всё это дешевый телевизионный трюк: попугайчики открывают клюв, а озвучивают их обыкновенные артисты. Затем она все же засомневалась и решила: заведу попугая и проверю сама, заговорит он или нет.
– Какой еще попугай?! – закричала мама, услышав просьбу дочери. – Я за тобой-то не успеваю ничего убирать!
– Ясно, – мрачно перебила Олеся. И ушла к себе в комнату.
На том разговор и позабыли. Только через месяц, случайно зайдя в комнату дочери, мама услышала вдруг у себя за спиной странный голос: “Здррравствуйте, товарррищи!” Она вздрогнула. “Кока хороший, кррасивый!” – снова сообщили ей откуда-то из угла. Так и есть! Вот, в углу на тумбочке клетка с попугаем! Ну Олеся! И ведь как замаскировала! Цветочки вокруг поставила, игрушки насажала.
Олесю пришлось встретить гневной речью.
– Да ладно, мам! – спокойно сказала дочь. – Попугай у меня уже больше месяца живет, и дом пока не рухнул.
Мама опешила. Больше месяца?! И она не замечала?!
– Да я его всегда тряпкой накрывала, когда уходила. Они, когда темно, молчат. А сегодня забыла. – Олеся как ни в чем не бывало разгружала свой портфель.
Но кто же его кормит, поит? Кто чистит клетку? Ну не Олеся же!
– Вот, смотри! Я теперь веду дневник. Записываю, как Кока учится говорить, какие методы лучше помогают. Знаешь, какой он способный!
Мать, не веря своим глазам, смотрела на толстую тетрадь, аккуратно исписанную ровным почерком Олеси. Дочь вытащила из шкафа книги про птиц и принялась объяснять всякие подробности. А потом сообщила, что записалась в кружок юннатов при Московском зоопарке, так что с музыкой скорее всего придется завязать.
– Ну и что, мам? Пианисткой я уже все равно не стану. А вот ветеринаром или дрессировщицей – вполне. Чем тебе Куклачев не нравится?
Кстати, дрессировка попугая действительно переросла у Олеси в серьезный интерес к зоологии.
Конечно, если ребенок мечтает о собаке, кощунственно предлагать ему черепаху. Взрослым имеет смысл не только самим ответственно подойти к выбору “брата меньшего”, но и максимально привлечь к этому процессу ребенка.
Начать лучше с того, что вместе изучить, как нужно ухаживать за тем животным, которое скоро появится в доме: как кормить его, какие прививки необходимо сделать, что представляет опасность для него. Здесь поможет и специальная литература, и советы опытных в данном вопросе знакомых. Следующий этап – обсудить распределение обязанностей по уходу за будущим питомцем. Обычно ребенка не пугают какие-то абстрактные трудности, и он с готовностью обещает и то, и другое, и третье. Но не стоит обольщаться: когда дойдет до дела, родители обязательно столкнутся с невыполнением клятв и обещаний. Кстати, это происходит не всегда по вине ребенка. Порой, договариваясь о круге обязанностей, взрослые ставят перед детьми непосильные задачи. Поэтому стоит предварительно продумать, что поручить ребенку, а что придется делать родителям.
Самый ответственный момент – выбор друга. Если вы собираетесь завести породистую кошку или собаку, лучше делать это через клуб. Если же вас не очень волнует родословная, можно отправиться и на птичий рынок. Главное – помнить: выбирает ребенок, а не вы.
...Несмотря на то что терапевтический эффект от общения с животными известен еще со времен Гиппократа, концепция “терапии с участием животных” (петтерапии) была сформулирована детским психотерапевтом из США Борисом Левинсоном только в 60-е годы двадцатого века. Он обратил внимание на то, как положительно реагируют маленькие пациенты на его собаку во время сеанса лечения.
Давно уже доказан тот факт, что ребенок, который постоянно общается с домашним животным, психически более уравновешен. Обычная игра со своим любимцем пробуждает массу положительных эмоций, которые сами по себе – отличное средство от агрессии, депрессии, неврозов. Общение с животными дарит детям жизнерадостность, спокойствие, уверенность в себе. Например, верховая езда непременно входит в курс реабилитации для детей-инвалидов, особенно тех, кто страдает различными неврологическими расстройствами, нарушением осанки и травмами позвоночника. Да и в повседневной нашей жизни, оглянувшись, можно вспомнить немало случаев, когда животные лечили и даже спасали детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru