Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Сергей ХОРОШАВИН,
газета «Северный курьер»

Оптимизация дошла до городских окраин

Фото В.СТРОКОВСКОГО

Родители учеников петрозаводской школы № 19, расположенной в одном из отдаленных микрорайонов города, начали сбор подписей под обращением в адрес министров образования Карелии и России с просьбой не принимать решения о закрытии учебного заведения.

Самого решения, собственно говоря, пока нет, однако общая логика “оптимизации школьного образования”, полным ходом идущей по стране, позволяет родителям предположить, что под опасениями закрытия школы есть вполне серьезные основания. Слишком часто под оптимизацией расходов понимается их сокращение.
На сегодня поселок Птицефабрика является одним из отдаленных и социально неустроенных районов Петрозаводска. Главное предприятие – сама птицефабрика, на которой заняты большинство желающих работать жителей поселка, – долгое время находилось в кризисе и только сейчас постепенно входит в нормальный режим работы. Всего здесь проживают 1200 человек, многие из них входят в группу социального риска, и потому школа, в которой учатся 78 ребятишек, играет роль не просто образовательного центра, а своего рода социальной отдушины.
Под сокращение могут попасть те учебные заведения, в которых слишком мала численность учащихся и как следствие слишком велики расходы на содержание ребят – за счет платы за коммунальные услуги, сохранения полных ставок педагогов и так далее. По словам директора школы № 19 Марии Кочетковой, сейчас в классах учатся в среднем по 8–10 человек, тогда как социальный норматив для городской школы составляет 24 ученика. По Карелии в среднем содержание одного ребенка в школе стоит в год свыше 11 тысяч, но для школы № 19 эта цифра гораздо выше и, по словам директора, составляет 18 тысяч рублей в год.
Понятно, что социальные нормативы вполне позволяют принять местным властям решение о закрытии учебного заведения, тем более что существуют даже и конкретные планы того, как это сделать. Предлагается младших школьников до 4 класса перевести на обучение в здание детского сада, а прочих отправить на учебу в другие школы. Проблему расстояния – поселок находится на достаточно большом расстоянии от самого города – предлагается решить за счет специального школьного автобуса. Однако такой вариант развития событий способен нанести ощутимый вред всей жизни поселка. В этом убеждены и родители, взявшиеся за сбор подписей в защиту школы, и преподавательский состав. «У нас очень много трудных семей, – рассказывает Мария Кочеткова, – очень много детей из цыганских семей, и школа для них – как окошко в иной мир, место, где они получают представление о реальной жизни. Иной раз наши преподаватели работают как социальные работники, они не просто дают уроки по своим предметам, но еще и ходят по семьям, вытаскивают ребят из домов, приводят их на занятия. Педагоги сталкиваются с огромными проблемами, но понимают, что школа – единственное, что способно спасти этих ребят от влияния улицы. Если сейчас перевести мальчишек и девчонок на обучение в другие районы города, то хоть давай им этот школьный автобус, хоть не давай – они все равно не будут ездить в центр на учебу. Труд слишком тяжелый и неблагодарный. Кроме того, у нас в школе есть великолепный спортзал, в котором занимаются не только ребята, но и взрослые жители поселка. Закрытие школы и перепрофилирование самого здания могут привести к тому, что для многих жителей поселка будет закрыт и этот способ проведения досуга. Зато в микрорайоне в любое время и без особых проблем можно приобрести горячительные напитки…»

* * *

Одним из аргументов сторонников оптимизации расходов, понимаемой как их сокращение, стала зияющая перед обществом демографическая яма. Так, по прогнозам, удельный вес детей и подростков в общем составе населения сократится к 2016 году с 19,3 до 15,3 процента. А это в масшатабах страны миллионы школьников, сотни тысяч учительских ставок. Поэтому сокращение числа малокомплектных школ представляется верным способом сэкономить. Однако существует знаменитое изречение, что бывает ложь, а еще бывает статистика. Примерно этими же прогнозами руководство Петрозаводска оперировало в начале 90-х годов, когда наметилось резкое снижение рождаемости и как следствие сократилось число детей в дошкольных учреждениях. Многие детские сады были закрыты, переданы под другие муниципальные учреждения, а некоторые и вовсе ушли в частные руки.
Теперь бывшие детские сады используются под коммерческие офисы, а то стали и частными домами состоятельных петрозаводчан. Тогда тоже казалось, что это был правильный шаг: сократили лишние расходы, зато получили дополнительные деньги в бюджет. Но стоило только с начала 2000 года слегка вырасти рождаемости, как стало ясно – с детскими садами погорячились. На данный момент группы в дошкольных учреждениях уже заполнены под завязку, и реальностью вновь становятся очереди на место в детском саду. А рождаемость все растет, и перед городскими властями в полный рост встает вопрос, то ли строить новые детские сады, то ли возвращать в систему дошкольного образования прежние здания. Но куда тогда девать нынешних хозяев? Ситуация сложная, и не хотелось бы, чтобы она повторилась на примере школ, куда как раз и добрался тот самый демографический кризис, приведший к закрытию детских садов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru