Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N71 
 

Леонид НАМЕР

“Школьный учитель разит валерьянкой...”

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога.

Семенова Е.М.
Тренинг эмоциональной устойчивости педагога.
М., Издательство Института психотерапии, 2002

Мы понимаем, что материя первична, а сознание вторично, что содержание важнее формы, поэтому всегда начинаем рецензии с сути. Но эта книга написана таким языком, что никакой валерьянки не хватит. Вы-то думали, что страшнее инспектора роно и второгодника Пети из 10 “Б” никого нет? Вы ошибаетесь. Сплоченные ряды “автора-составителя” и издательства, которое, как всегда, сэкономило на литредакторе, страшнее. Результат – вот такие пассажи: “Неспецифические способы характеризуются применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния...” Кошка не характеризуется шерстью, а состоит из нее, и способ не характеризуется применением, а состоит в применении. Кошка характеризуется цветом. “Агрессивная реакция учителя противоречит педагогической целесообразности...” Противоречить можно правилу, утверждению, тезису. Педагогическая целесообразность – это параметр, как рост, вес, запах. Она может присутствовать или отсутствовать, ее роль, значение и проявление могут быть большими или малыми, но противоречить ей нельзя. “Внешнее сдерживание эмоций...” – это чем? Рубашкой с длинными не по росту рукавчиками?
Кольцо не одевают, а надевают.
Книга пестрит немотивированными утверждениями. “По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров...” Спасибо на добром слове, оно и кошке, и учителю приятно – но как эту нагрузку мерили? “Поведение современных учителей характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются: грубость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т.д.”. Как, кто, когда, чем ее мерил и считал эти грубости и несдержанности? С чем сравнивали? С учителем середины прошлого века?

Пустословие заменяет элементарную логику: “Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами”. А что, есть еще какие-то факторы? Или есть некоторые исследователи, которые полагают, что причины напряженности обусловлены только объективными или только субъективными факторами? Что хотел сказать автор-составитель и хотел ли он что-то сказать? “Вы принимаете его таким, какой он есть, принимаете его, но в то же время не одобряете его действий”. Учитель не принимает своих учеников, “какие они есть”: деятельность учителя – это (на случай, если автор-составитель не понимает) воздействие на ученика, изменение ученика. «Принимать как есть» учитель может Луну или президентскую вертикаль. Ученика может принимать таким, как он есть, автор-составитель и пилот НЛО. Учитель – не может.
Другие примеры для критики можно брать с каждой страницы, где есть авторский текст. Правда, книга в основном состоит из заимствованных текстов, так что не все так страшно... хотя и в заимствованных попадаются перлы.
Теперь по сути. Что это за мифические “стрессовые токсины”? Автор неоднократно пугает читателя этим словосочетанием, не затрудняя себя объяснениями. Действия, которые рекомендует автор учителю в различных конфликтных ситуациях, часто сводятся к высмеиванию ученика, точнее, выставлению его в смешном виде перед остальными. Это известный и мощный метод. Но это последний метод. Его применение – признак профессиональной импотенции.
Стоит ли предлагать читателю для рассмотрения конкретные конфликтные ситуации, в которых он якобы является одним из участников конфликта? Во многие из предложенных ситуаций читатель никогда не вляпается. Такие ситуации надо или предлагать “третьей стороне” (“вы вошли в класс, где происходит следующее: ...” ), или как-то убедительно “вводить” читателя в его роль.
Методика самооценки изложена примитивно: “Вычтите и запишите в такую-то графу”. Вместо этого стоило бы объяснить, почему она именно так построена. А то вздумает учитель попробовать ее на учениках, а они и спросят: дяденька учитель, а почему надо множить на 0,00075?

Хотя автор-составитель некритически подошел к выбору литературы, среди использованных книг не могло не оказаться хороших. Поэтому многие приводимые упражнения полезны. Вообще психологические упражнения и игры, как мне кажется, полезны, они растормаживают, способствуют рефлексии и вообще размышлению, они, наконец, забавны. Небесполезны и описания “хорошего” поведения педагога: каковы должны быть его мимика, жестикуляция и т.д. При полной тривиальности этих описаний и “неспецифичности” (разве только для педагога нежелательны резкая жестикуляция или злобные ухмылки) они полезны: почему бы и не напомнить человеку, что надо выглядеть нормально? Наиболее полезны, как мне кажется, описанные в книге упражнения для регуляции эмоционального состояния (дыхательные и “мимические”), в частности, потому, что они занимают мало времени. Но многие упражнения изложены слишком кратко.

Автор-составитель ошибается: не всегда “после пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть”. Например, после прочтения этой книги у меня не возникло какой-либо подавленности или разбитости! Но, подумал я, не лучше ли учителю потратить время на изучение своего предмета? Открою секрет: знание предмета, его истории, новых данных, духа, методов, роли в жизни общества и т.д. придает уверенность в себе не меньшую, чем психологические тренинги. Рискну предположить, что в среднем – большую. Впрочем, чем, когда и где ее измеряли?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru