Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Н.ЛОКАЛОВА

На зарядку интеллекта становись!

Оказывается, простое присутствие на уроке физкультуры может быть очень полезным

Мы исследовали особенности протекания психических процессов у учащихся 3 классов, освобожденных от занятий физкультурой, а именно у тех, кто:
не присутствовал на занятиях в спортивном зале, а находился в классе;
присутствовал в спортивном зале и наблюдал за своими одноклассниками.
Показатели мыслительной деятельности у второй группы оказались лишь на 2,5% хуже соответствующих показателей у занимавшихся физкультурой школьников, а у первой группы – на 19,4%. Таким образом, даже только присутствие на уроке физкультуры и наблюдение за занимающимися одноклассниками активизируют психическую деятельность учащихся. Аналогичное влияние на процессы внимания найдено у освобожденных от физкультуры учеников 8–11 классов.
Наблюдается и общая закономерность влияния занятий физическими упражнениями на активизацию умственной деятельности учащихся. Но достижение такого положительного влияния требует дифференцированного использования физических упражнений, а также учета индивидуально-типологических особенностей и степени физической подготовленности учащихся. Так, экспериментально установлено, что длительность осложненного бега (со скачками) прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительнее бег (в пределах 1,5 мин.), тем больше объем памяти. При выполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 15–45 сек. оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений, выполняемых в течение разных периодов времени, может оказать разное влияние на процессы памяти. Например, упражнения по перетягиванию каната в течение 30 сек. положительно сказываются на увеличении объема кратковременной памяти, однако через 45 сек. после начала этого упражнения показатели памяти ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношении процессов внимания отмечается, что их показатели заметно снижаются в результате выполнения прыжков или простого бега перед самым началом занятий по другим предметам. Упражнение же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое в течение не более чем 30 сек., или непродолжительные вольные упражнения (в течение 1,5 мин.) могут способствовать активизации внимания.
Конкретные результаты получены и при изучении динамики процессов внимания под воздействием уроков физкультуры различного характера и интенсивности. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказали подвижные игры, парные упражнения. Самое неблагоприятное – бег в полную силу на 500 и 100 м. Промежуточное положение – выполнение строевых упражнений, разучивание элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах.

При подготовке полосы использованы материалы сайтов:


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru