Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N101 
 

О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по русскому языку и литературе в 2003/04 учебном году

В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждении Российской Федерации (письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.2003 № 03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 № 1236 и от 30.06.99 № 56).
При подготовке экзаменационных материалов будут учтены замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов РФ: количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, будет сокращено, сложные цитатные темы будут заменены более простыми, в каждом комплекте будут предусмотрены темы различного уровня сложности.
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/04 учебном году будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года, Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/04 учебном году – во второй декаде мая 2004 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов РФ электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru).
Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/04 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).
Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой.
1. Анализ стихотворения поэта XIX–XX века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX–XX века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан XIX или XX век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

Руководитель Департамента общего и дошкольного образования
А.БАРАННИКОВ

Приложение
к письму Минобразования России
от 13.11.2003 № 14-51-279/13

Образцы комплектов тем сочинений

Комплект № 1

1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы “Княжна Мэри” романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы “Княжна Мэри” романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”)1.
2. “...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков – подлинный черт, подлинный провокатор жизни” (А.Белый).
3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”.)
Пейзаж в романе И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”.
4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
5. “Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...” (В.Г.Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Комплект № 2

1. Стихотворение А.А.Ахматовой “Родная земля” (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А.Ахматовой “Сегодня мне письма не принесли...” (восприятие, истолкование, оценка).
2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина2.
4. Раздумья о Человеке в пьесе М.Горького “На дне”.
5. “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир...” (И.С.Никитин). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

______________________

1 Некоторые темы, включенные в Перечень, выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в Перечне под одним номером.
2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2–3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1–2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru