Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Вильям МЕЙЛАНД

Детский лепет взрослого человека

Алексей Чаругин и его ироничные картинки

В одной из лучших московских галерей, которая размещается в торцевой части старого московского Манежа и соответственно называется галерея «Манеж», прямо перед Новым годом открылась выставка известного московского художника Алексея Чаругина. Светлая и радостная экспозиция носит шутливое название «Детский лепет» и полностью оправдывает его. Лошадки, птицы, коровы, куры, деревенские домики, елки и люди с веселыми лицами явно сошли со страниц детских альбомов. На вернисаже художник откровенно признался, что использовал рисунки своей пятилетней дочери и даже поместил один из них на выставке в качестве своеобразной заставки.
Большинство картин Чаругина светлы по колориту. Яркие свежие краски напоминают о народном примитиве, лубке, городецких прялках и расписных сундуках. В книге воспоминаний московский художник Евгений Расторгуев, родившийся в Городце на Волге, написал: «Мы только листья. Корни – народное искусство». А уж в народном искусстве свежесть и непосредственность детского восприятия всегда были основой для творчества.
Но, разумеется, Чаругин – художник профессиональный, и было бы неверно определять его эстетику, исходя только из стилистики детского рисования. На вернисаже он, в частности, говорил о давнем интересе к такому классику немецкого искусства ХХ века, как Пауль Клее, а также к целому коллективу европейских мастеров, объединившихся во второй половине этого же века в группу «Кобра». Но, к счастью, сквозь все эти влияния и напластования всегда просвечивается радостный и добрый стиль самого художника, создающего образ российского житья-бытья. В некоторых его композициях хорошо передана стихия свободного движения в пространстве различных «атомов» и «молекул» деревенского или, шире, провинциального мира. Иногда это некое броуново роение предметов, живых существ и красочных пятен и линий. Иногда, напротив, художник старательно упорядочивает зрительный ряд, выстраивая все и вся по рядам и клеткам. Но даже в таком расчерченном геометрическом варианте картина мира воспринимается как пульсирующая живая стихия.
Чаругин часто бывает ироничен, но без малейшего элемента сарказма или тем более агрессии. Он по-доброму улыбается, глядя на бесконечный российский хаос и абсолютно невозможные для какой-нибудь западноевропейской страны ситуации и обстоятельства. Порой кажется, что он пишет длящуюся вневременную сказку, в которой есть элементы идиллии и сюрреализма, но без тягостной эстетики последнего.
И еще об одной постоянной привлекательной особенности, присущей произведениям Чаругина, хочется сказать особо. Все его большие и малые картины музыкальны, так как в них есть пространственный ритм. Он прослеживается в абстрактных и фигуративных линиях и красочных пятнах, он может существовать ненавязчиво и подспудно, и тогда его надо угадывать. И он же может быть уподобленным громкой и явной мелодии, а в изобразительном варианте напоминать геометрически четкий чертеж. Но в любом случае лирическое начало всегда побеждает, гармония превосходит алгебру, и мы понимаем, что музыка, добытая художником из окружающего российского воздуха, не ограничивается пределами холста. Эта осознанная художественная бесконечность и есть главное достижение Чаругина, который словно возвращает нас к известному гоголевскому размышлению о бесконечности российской: «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Вот и скачут чаругинские лошадки, летят птицы, идут и едут люди, а куда двигаются и где границы этого расширяющегося космического простора, никто не знает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru