ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N30
СЮЖЕТЫ
Бывший кремль
Окский сад – одно из популярнейших мест
отдыха муромских жителей. И в наши дни мало кто
помнит, что на этом месте некогда располагалась
крепость.
Один из первых русских путешественников,
Федот Котов, писал в своих заметках: “Город Муром
деревянный рубленный, стоит высоко на земляном
валу. В нем соборный каменный храм, в котором
служит протопоп. В этой церкви в стороне, в
приделе Карпа, в одной гробнице лежат муромские
чудотворцы – благодатный князь Петр и княгиня
Феврония. Около города высокие места, холмы. В нем
много каменных и деревянных храмов и домов. За
городом на луговой стороне над Окою красиво
расположены посады”.
Федот Котов совершал свой увлекательный вояж в
1623 году. И очевидно, что в то время городом был
кремль (то есть город деревянный рубленный), а то,
что за стеной, так, ерунда. Посады.
А вскоре после котовского вояжа возник еще один
довольно любопытный документ – так называемая
“писцовая книга” (1637 год). Там есть и описание
“соборного храма”: “В городе соборная церковь
Рождества Пречистые Богородицы каменная о трех
верхах с папертью, паперть каменная ж, а в церкви
верхние своды расселись до паперти и во многих
местах сыплется… Под соборною церковью две
палатки, а в них всякий городовой наряд: пушки и
ядра железные и каменные и свинец и зелье”.
Впрочем, не всегда Рождественский собор “во
многих местах сыпался”. В частности, в
“Статистическом обозрении уездного города
Мурома”, изданном в 1836 году, об этом ни слова:
“Некоторые церкви и особенно соборная,
Рождества Пресвятыя Богородицы,
достопримечательны по своей древности, а
последняя и потому, что в ней почивают мощи
муромских чудотворцев, князя Петра и княгини
Февронии”.
Церковь жила жизнью провинциальной, укладистой,
тихой. Одна из жительниц города Мурома писала,
что здесь у многих было “свое место, и свой
коврик, и свои правила”. Существовал особенный
порядок причащения – сначала несли грудников,
затем шли дети, потом взрослые, старики и нищие.
“Никто не следил за очередью, никто не шел вперед
установленного, так было заведено. И даже никакая
именитая старуха не шла впереди детей. Во всем
этом была степенность”.
А в 1852 году рядышком с храмом открыт был
городской бульвар, своего рода предок нынешнего
сада. Об этом событии писали “Владимирские
губернские ведомости”: “Двоякое торжество
празднуют в этот день жители города Мурома: как
верные сыны церкви – память святых благоверных
князя Петра и княгини Февронии, Муромских
чудотворцев, а как верные дети Отца Отечества –
день рождения Его Императорского Величества
Государя Императора. И то, и другое драгоценно
для русского сердца.
Для этого военные и гражданские чиновники,
дворянство, купечество и все сословия собрались
в девять часов утра в Богородицкий собор для
слушания литургии…
В шесть часов открылось первое общественное
гуляние по бульвару и галерее, устроенным
попечением и заботливостью начальника здешнего
города князя Ивана Александровича Трубецкого,
которому все здешние жители за это вполне
благодарны. Хором песельников и оркестром музыки
ознаменовалось призвание посетителей: вся
Соборная площадь по случаю ярмарки и нового
гуляния усеяна была пестрыми группами народа;
город был иллюминирован; красивая галерея,
великолепно украшенная разноцветными огнями,
была наполнена танцующими, а на противоположном
берегу Оки и на воде в симметрическом порядке
горели костры и придавали очаровательный вид”.
Долго не прекращались торжества. Та же газета
сообщала: “Два дня спустя, по открытии булевара в
Муроме, происходило катанье по Оке. Было
приготовлено несколько расписных дощаников,
покрытых коврами и украшенных разноцветными
флагами, с гребцами, щегольски одетыми в русском
вкусе, одной формы. В назначенный час музыканты
на особенных лодках, отъехавши на середину реки,
играли увертюры, вальсы, польки, в другой стороне
пели песельники… Участвующие в этом катанье
стали мало-помалу стекаться на булевар, а потом
все отправились на катеры и лодки, искусно
разрисованные, которые под дружным взмахом весел
быстро носились по реке…
Часу в восьмом катавшиеся возвратились в
галерею, построенную на оконечности булевара.
Там начались танцы и продолжались часу до
второго. Плошки, разноцветные фонари испещряли
весь булевар, галерею и набережную”.
А в 1929 году собор решили передать музею. Узнав об
этом, прихожане написали заявление в Муромский
исполком. Они доказывали нецелесообразность
этой перемены: “Собор все время находится в
образцовом порядке. Весь необходимый ремонт
выполнен, и, таким образом, эта древность
находится в том владении и положении, которые
обеспечивают ей наилучшую сохранность. Желание
Горсовета использовать собор под культурные
нужды населения вызывает необходимость
производства в нем значительных капитальных
переделок, которые, конечно, настолько изменят
его внутренний облик, что он потеряет всякое
значение как памятник древнего зодчества.
Перевод же в Собор местного музея без сомнения
пагубно отразится на большинстве находящихся в
нем древностей значительной исторической
ценности, т.к. в Соборе, имеющем вышину более 10
сажен, температура зимой не может поддерживаться
в достаточной мере, чтобы избежать большой
сырости”.
Власти вняли доводам муромских верующих и
просто-напросто разрушили святыню. А недовольных
успокоили: “На месте разрушенного Собора
намечается расширение Окского сада, где
трудящиеся города Мурома будут проводить свой
отдых”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|