Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2003

Первая тетрадь. Политика образования


 

Ольга ДАШКОВСКАЯ,
Наталия ИШТРИКОВА

Образовательные итоги года

В последние дни декабря мы подводим итоги: какие события и перемены произошли в российском образовании за прошедшие 12 месяцев. И задаем вопросы тем, кто был причастен к этим переменам

Виктор БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования: Виктор БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования:

– В минувшем году опять не был принят закон о стандарте. Как это отразилось на положении школы?
– Никак.

– Минувший год стал годом проверок пожарной безопасности. Сегодня министерство предлагает оснастить школы сигнализациями и огнетушителями с помощью программы “Безопасность образовательного учреждения”. Выходит, в рамках обычного финансирования школ этот вопрос никак не решить?
– Обратитесь к Г.А.Балыхину.

– В минувшем году в эксперименте по ЕГЭ приняли участие более половины регионов страны. Можно ли это считать доказательством успешности эксперимента?
– Да.

У редакции «ПС» было еще много вопросов к Виктору Болотову. Но нам показалось, что разговор не очень получается,
и поэтому другие вопросы мы адресовали заместителю начальника управления экономики министерства Галине БАШКИНОЙ.

Закон о новой системе оплаты труда бюджетников пока даже не внесен в правительство

Галина БАШКИНА, заместитель начальника управления экономики Министерства образования РФ

– Какие перемены ожидаются в экономике образования в следующем году?

– Готовится целый комплекс нововведений, который планируется обсудить 20 января на заседании правительственной комиссии по образованию. Это отраслевая система оплаты труда, изменения межбюджетных отношений в связи с принятием президентского закона № 123 и передачей ПТУ и ссузов с федерального на региональный уровень. Наиболее существенные реформы готовятся в сфере высшего образования: это введение ГИФО и новых организационно-правовых форм – статуса организации вместо статуса учреждения. Предполагается обсудить и целый ряд предложений в Налоговый кодекс, призванных вернуть налоговые льготы в систему образования и заинтересовать работодателей, представителей бизнеса вкладывать деньги в развитие ПТУ, ссузов и вузов.

– Что реально изменилось в системе среднего образования после принятия президентского закона № 123 о разделении функций по финансированию школы между региональным и муниципальным бюджетами?

– Наверное, справедливо и логично, что выполнение государственного стандарта образования будет обеспечиваться из регионального бюджета, а за содержание материальной базы школ будут отвечать их собственники – муниципалитеты.
Улучшится ли экономическое состояние школы в связи с введением этого закона? Надеемся, что да. Муниципалитеты не справлялись с возложенной на них бюджетной нагрузкой. А с принятием закона в региональных бюджетах будут предусматриваться субвенции – адресные ассигнования, которые поступят на места для финансирования заработной платы, компенсаций за методическую литературу и учебные расходы.
Принятие президентского закона – это серьезное достижение минувшего года, благодаря которому создаются гарантии для регулярного и адресного поступления средств на финансирование школы.

– В 2003 году вновь было отложено принятие отраслевой системы оплаты труда. Почему это произошло? Каковы последствия для учительства?

– Отраслевая система оплаты труда связана со всей бюджетной сферой, а не только со школой, и для того чтобы она воплотилась в жизнь, необходим общий федеральный закон о переходе на новые механизмы финансирования. Этот закон в настоящее время разрабатывает Минтруда, но пока он даже не внесен в правительство.
Решение этой проблемы в 2003 году было отложено из-за противодействия со стороны профсоюзов, которые поставили вопрос о федеральных гарантиях оплаты труда.
Этот важнейший аспект остался за рамками первоначальной концепции. К тому же нововведение предлагалось осуществить в рамках повышения зарплаты в 1,33 раза. Но в этих убогих рамках возможна лишь трансформация той же ЕТС, а для того чтобы реформа состоялась, необходимо повышение зарплаты как минимум в два раза.
Введение отраслевой системы оплаты труда неизбежно, поскольку продиктовано необходимостью адаптировать бюджетную сферу к условиям рыночной экономики.
А рынок – это прежде всего дифференциация. Между тем в нынешней ЕТС дифференциация отсутствует полностью. У нас люди с разным уровнем образования могут иметь одинаковый разряд, а последнее сжатие сетки лишило педагогов всяких стимулов к профессиональному росту.
Это одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что ни один бюджет ни одной даже самой богатой страны не справится с индексацией оплаты труда всем категориям бюджетников.
Поэтому перспектива – за межотраслевой и внутриотраслевой дифференциацией в оплате труда.
В настоящее время управление экономики Минобразования разрабатывает новую систему оплаты труда, в которой учитываются три основных параметра: стаж, должность и уровень образования. Остаются в силе три квалификационные категории (первая, вторая и высшая), соответствующие нынешним 12, 13 и 14 разрядам. Ставки по ним значительно выше, чем по стажевым группам. Но одновременно надо выработать более четкие и жесткие критерии аттестации, они не могут присваиваться в массовом порядке, как это происходит сегодня.
В новой системе мы закладываем надбавки за ученые степени и звания преподавателям школ, ПТУ, ссузов, несмотря на сопротивление со стороны Минтруда и Минфина.
В среднем предполагается повышение зарплаты в два раза, но по отдельным должностям – в 1,8 раза, а в вузах – даже в три раза по сравнению с существующим уровнем оплаты труда.

– Минувший год стал годом проверок пожарной безопасности. Сегодня министерство предлагает оснастить школы сигнализациями и огнетушителями с помощью программы «Безопасность образовательного учреждения». Выходит, в рамках обычного финансирования школ этот вопрос никак не решить?

– Практика показывает, что именно целевое финансирование на паритетных условиях способствует решению тех или иных задач. Ярким примером может служить программа компьютеризации и программа обеспечения школ спортинвентарем.

Зарплата учителя: федеральных гарантий не предусмотрено

Владимир ЛИВШИЦ, секретарь по экономическим вопросам профсоюза работников народного образования и науки

– В 2003 году вновь было отложено принятие отраслевой системы оплаты труда. Почему это произошло? Каковы последствия для учительства?

– Начнем с того, что было отложено принятие не отраслевой, а муниципальной системы оплаты труда, не предусматривающей федеральных гарантий в виде трансфертов, направляемых из федерального бюджета в субъекты Федерации. Минтруда разработал такую концепцию, согласно которой администрация каждого района, города, поселка должна была определять размер заработной платы учителей, исходя из финансовых возможностей местных бюджетов, которые, как известно, в большинстве случаев крайне ограниченны. Поэтому отказ от этой сомнительной инновации имел лишь положительные последствия для учителей.
Все вышесказанное не означает, что переход к отраслевой системе оплаты труда нецелесообразен. Наоборот, этот шаг необходим, но при соблюдении двух основных условий, на которых настаивают профсоюзы: во-первых, при сохранении федеральных гарантий по оплате труда, во-вторых, при индексации зарплаты не менее чем в два раза. В противном случае реформа смысла не имеет.

– Летом был принят президентский закон, предусматривающий разделение ответственности за финансирование общего образования между регионом и муниципалитетом (региональный бюджет «отвечает» за учительскую зарплату, муниципальный – за содержание и ремонт школьных зданий). Как, по вашим наблюдениям, это сказалось на выплате долгов по заработной плате, которые, по последним данным, превышают 1 млрд рублей?

– Действительно, закон был принят в июле 2003 года, но реально он начнет действовать лишь со следующего года, после того как будут приняты региональные бюджеты. По нашим данным, подавляющее большинство субъектов РФ предусмотрели в своих бюджетах субвенции на заработную плату учителям.
Некоторые территории – например, Самарская область, Татарстан и другие, среди которых есть и дотационные, – фактически осуществляли финансирование школы в соответствии с этим законом задолго до его принятия, и в этих регионах задолженностей по зарплате нет. Этот факт свидетельствует об эффективности таких механизмов финансирования. Поэтому мы надеемся, что введение закона позволит сократить долги по заработной плате до минимума или вообще свести их к нулю.

– В минувшем году была изменена структура Министерства образования: возникли новые управления и департаменты. Поспособствует ли увеличение штатов министерства более эффективной работе?

– Время покажет. Могу выразить удовлетворение тем, что в министерстве расширился экономический блок, появился отдел, который отвечает за финансирование федеральных целевых программ и учреждений общего образования. На наш взгляд, необходимо было бы усиление и тех подразделений, которые отвечают за социальную политику.

– По результатам летней проверки пожарной безопасности школ около 12 тысяч руководителей разного ранга были наказаны. Директора школ оказались в странной ситуации: с одной стороны, им не дают денег на огнетушители и сигнализации, с другой – требуют их наличия. И штрафуют за неисполнение. Вы как профсоюз можете как-то защитить директоров?

– Ситуация здесь намного сложнее, чем представляется на первый взгляд: причиной пожаров и возгораний является не только нехватка средств на сигнализацию и огнетушители, но порой и халатное отношение руководителей к этой насущной проблеме.
Вместе с тем профсоюз готов защищать всех своих членов, в том числе директоров, в том случае, если их необоснованно наказывают.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru