Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Нужно ли заканчивать школу, чтобы стать учителем?

Опыт разновозрастного тьюторства

Неуспешному, отстающему ученику иногда нужна лишь небольшая поддержка, дополнительное внимание, и он справится с трудностями. Однако у Кристи Беллоу из норфилдской школы по тридцать детей в классе, по 8 уроков в день. Она физически не успевала поработать с каждым ребенком отдельно. И тогда ей в голову пришла простая мысль: если у взрослых нет времени, дети сами помогут друг другу к обоюдной выгоде и удовольствию.

Пять шагов к цели

Семь лет назад самой популярной группой среди подростков была “Спайс Герлз”. Именно такое название Кристи дала созданному ей ученическому обществу индивидуальной поддержки. Только теперь модный бренд стал аббревиатурой, означающей команду обеспечения личных успехов учеников.
Вербовка новых членов команды СПАЙС начинается с 5 класса. Опытные наставники показывают начинающим забавное представление, где рассказывают о своей работе, о том, как они помогают младшим решать учебные и житейские проблемы. В шуточном спектакле ставятся весьма серьезные вопросы: чего мы хотим добиться от наших учеников, как мы собираемся вести их к намеченной цели, как мы поймем, что добились успеха.
Заинтересованным новобранцам не так просто попасть в команду.
Первый шаг – заявить о своем интересе ответственным лицам – действующим членам команды.
Второй шаг – написать письмо для Кристи – небольшое эссе, которое должно убедить начальство в серьезности намерений претендента. В школе много разных других сообществ, порой гораздо более заметных. Важно, чтобы ребенок серьезно взвесил свои силы, рассчитал время.
Третий шаг – заполнение анкеты, касающейся интересов кандидата, его личного опыта, слабых и сильных сторон. Подпись родителей обязательна. Семья должна знать про общественную нагрузку ребенка и поддерживать его.
Четвертый шаг – собеседование. Десяти-одиннадцатилетнему кандидату необходимо самостоятельно подойти к двери администратора, найти в себе силы постучать, перешагнуть порог, пожать руку директора и ответить на вопросы, порой неожиданные.
Шаг пятый – наконец-то кандидат становится полноправным наставником и получает своего первого подопечного.

Нелегкая это работа

Из 116 пятиклассников норфилдской школы в Спайс-команде работают сегодня чуть более тридцати.
Конечно, не все наставники учатся на отлично. Но ведь подопечные младше, их программа легче. К тому же наставника обязательно предупреждают заранее, с кем и по какому предмету ему предстоит заниматься. Он может подготовиться, чтобы не уронить авторитета, заодно и собственные пробелы восполнит.
Самому знать – этого еще недостаточно. Научить других гораздо сложнее. Кристи проводит специальные тренинги, семинары по наиболее сложным вопросам: как спланировать занятие, как активно слушать, проводить ролевые игры, выстраивать доверительные отношения. Наставники должны быть не только репетиторами, но и друзьями, примером для подражания.
Работа наставника начинается с разговора с учителем будущего подопечного. В ходе этой беседы определяются задачи, которые должен решить наставник, намечаются возможные способы действия, а также график работы. Ребята могут встречаться до начала занятий, на большой перемене, в обеденный перерыв или после уроков, но только так, чтобы это не мешало учебе самого наставника.

Мы одна команда!

Программа разновозрастного тьюторства работает успешно еще и потому, что юные тьюторы поддерживают друг друга, встречаются на семинарах, групповых вечеринках.
Школа купила команде униформу – яркие футболки с надписью “Спайс”. Каждый участник может усовершенствовать дизайн, украсить футболку собственным именем и дополнительными узорами. Теперь ребята выделяются из толпы одноклассников.
В начале года члены команды проводят оценку тех недостатков в образовании младших школьников, с которыми собираются бороться. Ежемесячно они пишут отчеты, а в конце года снова оценивают положение дел и фиксируют произошедшие изменения.
Нередко наставники-пятиклассники настолько серьезно подходят к своей роли педагога, что начинают говорить и действовать совершенно как взрослые. “Он не умеет сосредоточиться, он не умеет слушать, он не обращает на меня внимания, он неисправим”. Приходится заменять уставшего тьютора. Команда для того и существует, чтобы дети не повторяли взрослых ошибок, чтобы успеха добивался каждый.
По итогам работы вручаются разнообразные награды, премии. Но главное, перед каникулами Кристи приглашает на огромную пиццу всех наставников со своими подопечными. Малыши часто приносят подарки, сувениры для старших друзей, и это становится самой важной оценкой работы СПАЙС-тьютора.

Почему никто не прогуливает в среду?

Сьюзи Боргини, педагог колледжа из Вестфилда, по-своему продолжила тьюторскую программу. Ее студенты взяли шефство над учениками соседней средней школы. Насколько школьники нуждаются в поддержке студентов, настолько же сами студенты заинтересованы в том, чтобы кому-то покровительствовать, помогать, чувствовать себя взрослыми, опытными и сильными.
Повышается успеваемость, растет популярность колледжа. Естественно, школьники не хотят расставаться с новыми друзьями и после школы поступают именно туда, где смогут продолжать общение.
Ценность этого общения столь велика для них, что, по словам педагогов, школьники никогда не прогуливают по средам. В этот день в школу приходят студенты.
Поступив в колледж, ребята словно попадают в знакомый дом, где ждут друзья. Они готовы к трудностям старшей школы.
В свою очередь тьюторы чувствуют себя “в ответе за тех, кого приручили”. Известны случаи, когда тьютор продолжал следить за успехами своего подопечного, даже если тот не поступал в колледж. .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru