Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
КНОПКА “HELP” 

Александр ЛОБОК ,
Овена КОРСУНОВА

Две беды – четыре выхода

У информатизации российской школы две беды – недостаток подготовленных учителей и нехватка компьютерной техники. Многие и многие сельские да и городские школы мечтают оказаться в списках участников соответствующих федеральных или региональных целевых программ, но на всех сразу ресурсов не хватает. Правда, иногда случается так, что за решение проблем информатизации в конкретной территории берутся энтузиасты. Бесплатно или почти бесплатно эти педагоги и ученые занимаются со своими подопечными – представителями разных школ, а заодно стараются познакомить их друг с другом.
В Тульской и Ивановской областях нашли разные решения общих проблем информатизации школы, и каждое имеет свои плюсы и минусы. Давайте посмотрим, примерим, быть может, на себя и даже… придумаем что-то свое.

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Региональная педагогическая мастерская

Уже второй год на базе Тульского государственного коммунально-строительного техникума (ТГКСТ) под научным руководством профессорско-преподавательского состава областного
ИПКиППРО работает региональная педагогическая мастерская “Сайтостроительство и компьютерные коммуникации в образовании”. Сюда регулярно приезжают учителя сельских и городских школ. Общение педагогов в профессиональной мастерской происходит совершенно по-особому: гости оказываются в гуще реальных дел и забот преподавателей техникума, могут присоединиться к какой-то конкретной работе, внести свои предложения (подробно об этом принципе проведения занятий педагогических мастерских в тульском регионе мы писали в № 30/2003). Условия для проведения подобных встреч в техникуме имеются – это не только хорошая техническая база (3 компьютерных класса, выход в Интернет через модем), но и, главное, опыт продуктивного творчества с использованием компьютерных технологий. Например, в ТГКСТ активно работает Арт-Веб-Студия “Prorab”, руководит которой преподаватель Наталия Игнатьева. Студенты техникума помогают поддерживать официальный сайт своего учебного заведения (www.tgkst.fatal.ru), занимаются художественным оформлением буклетов и брошюр, успешно участвуют в ежегодном Международном фестивале компьютерной графики и дизайна.
Одна из встреч-мастерских, состоявшихся в этом году, вышла совсем уж необычной. В ней приняли участие безработные, в основном бывшие инженерно-технические работники, которые только что закончили при техникуме курсы операторов ЭВМ.
– Выпускники курсов подготовили итоговые работы – медиапрезентации на тему “Информационные технологии”, – рассказывает Татьяна Жук, начальник информационного центра техникума. – Они были только рады присутствию зрителей – учителей из области и преподавателей ТГКСТ. А учителя сельских и городских школ благодаря медиапоказу смогли не только лучше познакомиться с одной из современных компьютерных технологий, понять ее возможности, но даже отсканировали некоторые увиденные презентации для того, чтобы продемонстрировать их ученикам на уроках информатики в своих школах.

Веб-дизайнеры из Ревякино

В ТГКСТ приглашают не только учителей, но и старшеклассников. В прошлом году это были ребята из десятка сельских школ, кому добираться до Тулы не дольше часа. Они приезжали по нескольку раз в год, чтобы пройти практикум по информатике, познакомиться с Интернетом, технологией подготовки медиапрезентаций. С этого года техникум предложил школьникам курсы веб-дизайнеров и операторов ЭВМ. Первая группа уже начала работу: ребята из поселка Ревякино Ясногорского района области занимаются дважды в неделю. Следующие группы ждут своей очереди.
– Это еще хорошо, если в наших сельских школах стоит по одному компьютеру, – сетует Татьяна Юрьевна. – Большинство городских было до недавнего времени в лучшем положении, но известное решение СЭС (запретить с сентября использовать в школах компьютеры, выпущенные ранее 1997 года) привело к тому, что многие ученики остались вообще без доступа к компьютеру в школе. В связи с этим учителя снова надеются на педагогическую мастерскую, приходят с предложением начать совместно проектировать элективные обучающие курсы для старшеклассников (в рамках информационно-технологического профиля).

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Дистанционный курс для школьных педагогических команд

Есть такие школы: вроде совсем недавно в них компьютеров и в глаза не видели, а теперь, нате, и уроки с электронными обучающими пособиями проводят, и свой сайт завели, и призы на дистанционной ученической олимпиаде завоевали. Во многих из них гордятся своим директором, или учителем информатики, или и тем и другим вместе: “Продвинутые они у нас, как же тут и всем нам не двигаться” (двигаются обычно в сторону Интернета).
Но если школе не повезло и директор сам пока плохо знаком с возможностями компьютерных технологий, в особенности Сети? Если в целом регионе большинство директоров – люди пенсионного возраста, которым нужно помочь в освоении этих самых технологий? И времени у директора, как известно, всегда не хватает, когда уж тут из своей отдаленной сельской школы в центр добираться. А расходы?
Доцент кафедры педагогики Ивановского государственного университета Светлана Нилова решила, что выход есть. Она придумала и предложила школам дистанционный обучающий курс, который помогает и навыки пользователя Сети приобрести, и в выгодах, которые дает школе Интернет, разобраться, и работу по информатизации в своем учреждении спланировать. Только обучать нужно не одного человека, а сразу команду, настаивает Светлана Владимировна. Ведь изюминка курса в том, что “ученики” прежде всего учатся взаимодействовать между собой: распределять роли и обязанности, выполняя общее задание; обсуждать результаты; искать другие варианты организации совместного труда. Только все вместе они смогут потом помочь продвинуться своей школе в освоении новых технологий коммуникации и обучения, смогут обучать других (учителей и учеников) и распространять новые идеи.
– У директора школы – участника курсов должно быть хотя бы два помощника, – рассказывает Светлана Владимировна. – Например, секретарь (ей потом электронную почту принимать) и учитель информатики или даже ученик старшей школы, родитель. В марте прошлого года при учебно-методическом центре информационных технологий Ивановской области наш курс “Образовательные возможности Интернета” официально прошли 12 человек из 4 отдаленных от центра школ. Впрочем, думаю, на самом деле в работе участвовали больше учителей, что только радует.
Участники обучения узнали, на каких условиях их ученики, не выезжая из области, могут принять участие во всероссийских эвристических олимпиадах, которые проводит московский образовательный центр “Эйдос”. Познакомились с правилами денежной экономии при использовании электронной почты. Постепенно началось взаимодействие между командами из разных школ: обмениваясь электронными посланиями, они обсуждали общие проблемы. Например, сравнивали интернет-ресурсы школ и вузов Ивановской области, находили лучшее в чужих сайтах, чтобы учесть это при создании своих.
Сегодня Светлана Нилова готова провести дистанционные занятия для нового набора школьных команд (они могут быть из разных регионов). Ориентировочная стоимость участия – 350 рублей от школы, независимо от количества педагогов-“учеников”. Для того чтобы участвовать в работе, необходимо, чтобы у школы был выход в Интернет и адрес электронной почты. Учебный план рассчитан примерно на 30 часов занятий в течение двух недель, но конкретное время выполнения заданий и выхода на связь участники могут выбирать сами. По окончании курса выдается удостоверение.

Скрытые ресурсы компьютерного оборудования

В школе № 20 г. Иванова, где учатся около 600 учеников, еще в прошлом году не было ни одного компьютера (а кого этим удивишь, особенно в дотационном регионе?). Зато, как показало внутреннее социологическое исследование, у некоторых ребят компьютеры были дома. Посчитали – на каждую параллель набирается целый компьютерный класс, правда, без подключения к Интернету. У педагогов появилась идея попробовать использовать эти машины в развивающей внеурочной деятельности. Но вот в какой? Конечно, хорошо было бы принять участие в дистанционных образовательных проектах, например, олимпиадах. Ведь, говорят, там задания интересные, детские работы получают отзывы серьезных экспертов – ученых, методистов, педагогов, да и призы возможны. К счастью, семья Ниловых, у которых дома есть подключение к Интернету, взялась поддерживать связь с организаторами соревнований, получить все олимпиадные задания и потом отправить выполненные работы.
Первый опыт оказался трудным. Взяться за дело решились 12 старшеклассников – владельцев домашних компьютеров, а помогали им учителя – Марина Голубева, Елена Афанасьева, которые сами только учились пользоваться ПК. Задания ждали с ночи, заготовив полтора десятка дискет, чтобы записать присланные файлы и передать их всем членам команды. Чтобы выполнить олимпиадную работу, многим ребятам пришлось проявить сообразительность и интуицию, в считанные часы освоить незнакомые компьютерные программы.
На вторую, математическую, дистанционную олимпиаду набрались уже 30 человек. Компьютер с выходом в Сеть дымился от записываемой и перезаписываемой информации. Ребята занимались друг у друга дома небольшими группами.
За один учебный год учителя и ребята 20-й школы приняли участие в более чем 10 дистанционных олимпиадах по разным предметам и считают, что придумали неплохую практическую модель участия в подобных образовательных проектах с использованием домашних компьютеров. В других знакомых школах, в том числе сельских, уже начали ревизию своих скрытых компьютерных парков. Что же делать, если процесс информатизации школы идет порой медленнее информатизации семьи.

Электронные адреса для переписки:
Prorab@tula.net , для Татьяны Юрьевны Жук
Svnil@narod.ru , Светлане Владимировне Ниловой


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"