Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург

Успешные двоечники

Предприимчивость развивается только на практике, когда человеку постоянно приходится решать множество личных проблем. А вот отличники зачастую такого опыта лишены

Вика. У вас на сайте я прочитала, что двоечники лучше приспособлены к жизни, умеют выходить из самых сложных ситуаций и т.д. То есть они лучше должны устроиться в жизни?
Я опросила многих моих знакомых, родственников, но никто не смог проиллюстрировать эту теорию. Не могли бы вы рассказать о подобных примерах, только не из жизни Великих?


Ирина Хоменко. Вика, здесь нужно посмотреть не на ВАШЕ определение успешности, а на то, удовлетворен ли человек СВОИМ успехом в жизни.
Успешных (объективно) людей очень мало, и это понятно.:) Мясник-троечник в советское время был гораздо более удовлетворен своей жизнью, чем его одноклассник-отличник, живущий с обидой “неоцененности” его заслуг окружающими.
Но давайте посмотрим, что же такое «двоечник» в контексте моей идеи?
Говоря о двоечниках, я имею в виду не уровень успеваемости, а уровень “предприимчивости”, способности выходить из сложных ситуаций, исходя из собственных потребностей. Собственных! А не объективно приемлемых. Двоечники – это люди, к которым приковано максимальное количество внимания педколлектива, родителей и даже детей. То есть они ВСЕГДА на виду, всегда как-то выделяются, пытаются противостоять «воспитанию» и именно на нас, взрослых, отрабатывают свои жизненные навыки. Как сказали бы сегодня ученые, «развивают в себе функциональную грамотность».
Таким образом, предприимчивость (социальная гибкость) развивается только на практике, когда человек постоянно решает много значимых для себя проблем. Отличники в этом смысле развиваются более монотонно, “гладко”. Вы когда-нибудь слышали, чтобы на педсовете в повестке дня стоял вопрос «О поведении (успехах, стратегии развития) отличника Петрова?». То-то.:)
И еще. В нашей стране примерно треть людей имеют высшее образование. Понятно, что в вуз поступали отличники и «хорошисты». Но можно ли говорить о том, что именно ЭТА часть людей более успешна? Не думаю.
Если вышеперечисленными качествами обладает отличник – замечательно! Но, к слову, я сама не отличалась очень примерным поведением в школе. Мы вечно что-то изобретали, что-то придумывали, с уроков убегали и шкодили, “борясь” за свои права. Кто-то из нас хорошо учился (я, например, успевала), кто-то не очень, ну и что?
Активная часть класса (та, к которой было приковано основное внимание учителей и родителей) НЕЗАВИСИМО от успеваемости стала активной частью в жизни.
Пассивные (и отличники, и двоечники) так и остались на обочине.
Успеваемость не основной критерий – вот основная мысль, которую я хотела бы донести до собеседников.
Если брать моих знакомых, успешных людей, то многого (по их мнению) достигли именно те люди, которые имели больше навыков преодоления жизненных ситуаций. Они нашли свой фарватер для прохождения разных жизненных “айсбергов”. А их уверенность в том, что нет неразрешимых проблем, помогала найти ресурсы для решения.
И кстати, почему отвергается опыт Великих? Ведь именно этих людей можно считать “объективно” успешными в глазах многих людей.
Мне кажется, что задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку обрести свои жизненные цели и СВОИ способы их достижения. Счастливый парикмахер все же лучше, на мой взгляд, чем несчастливый ученый. А шкодящий ребенок (даже дома) приобретает больше опыта взаимодействия со средой, чем послушный, активность которого постоянно нивелируется родителями.:)
И еще одно замечание. Если ребенку не хватает внимания со стороны общества, родителей или сверстников, он его добывает сам. Как умеет…

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"