Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ 
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ДИАЛОГИ 

Елена ИВАНИЦКАЯ,
Наталья СМИРНОВА

Не отличники и не двоечники

Наталья Смирнова – прозаик, педагог и литературовед. Автор книг “Любовные истории цветов и овощей” (1999), “Фабрикантша” (2002), “Женская азбука” (2003).

– Наталья Вениаминовна, как вы полагаете, воздействие сегодняшних СМИ, новой литературы, музыки благоприятно или неблагоприятно для подростка?
– Для подростка оно слишком разнообразно. Когда нет установившегося мировоззрения, неизвестно, что человек выберет, какую модель поведения. Жертвы, мента, киллера? Подростки гораздо больше, чем кажется, нуждаются в этике, в указателях, которые были бы постоянны и не менялись каждый день. Демократия, право выбора важнее зрелым людям, которые к выбору подготовлены. Если часть молодежи тянется к экстремистским организациям правого или левого толка – это симптом того, что подросткам нужна определенность, четкие правила.
Масс-медиа всерьез не считается с молодежной психологией, хотя, на первый взгляд, кажется, что дело обстоит иначе. Экранная и печатная пестрота рассчитана на взрослую аудиторию, которая способна отделять зерна от плевел. Зыбкое сознание подростка на это не способно. Ему подскажет семья, если может. Культура, если дана. Интеллект, если он есть. А если этого нет или пока еще нет?
Подростков следует пожалеть. Мы бросили их, как щенков в воду, и смотрим, выплывут или нет.

– А влияние отечественной классики, на которой выросли многие поколения, не настораживает ли вас тем «сюжетом поражения», который неоднократно воспроизводили наши писатели? Одиночество Онегина, одиночество старого профессора из чеховской «Скучной истории», смерть Печорина, Базарова...
– Классика развивает тонкие чувства – впечатлительность, гуманность, эстетизм. СМИ пропагандируют чувства грубые, агрессивные, победительные: кто “пришел первым”, тот прав и хорош, пусть даже он победил с помощью насилия. В этом столкновении классики и современности классика представляется подростку чем-то загадочным и непонятным. Мой сын просто растерялся перед “Асей” Тургенева. Сложные чувства героя ни на что в окружающем мире не похожи. У детей складывается впечатление, что они существуют только в книгах, а к реальности отношения не имеют.

– Считаете ли вы самостоятельность и творческое начало самыми необходимыми сегодня чертами личности?
– Я в воспитании не настаиваю на творческом начале. Настаиваю на самостоятельности, а школа корректирует мои усилия. Мое дело – прививать самостоятельность, дело общества – умерять ее и вводить в рамки. Тут четкое разделение функций, а воспитуемый найдет свою меру. Каждый человек попадает в это противоречие. Необходимо и культивирование индивидуальности семьей, и школьные противовесы и рамки. В сущности, школа и общество хотят точной ответной реакции на каждый запрос, в каждый данный момент. Но навык точно отвечать на поставленный вопрос в широком плане не перспективен. Когда у человека уже нет учителя, авторитета, который ставит задачи, приходится думать самому. В перестройку на социальную арену выдвинулись, мне кажется, далеко не отличники, хотя, конечно, и не двоечники.

– Что сегодня тревожит вас в социальном и культурном смысле?
– Мысль о противоречии между прошлым и настоящим. Многие новые модели жизни оставляют меня равнодушной. Я, хотя с собой борюсь, все равно питаюсь прежними, “советскими”. Каждый слышал: “В мое время...” Но что это значит – “мое время”? Если человек это произносит, он произносит это сейчас, в текущем времени. Следовательно, время, в котором он живет, он считает не своим, а чужим. Если время, когда ты оптимально действовал и чувствовал, ушло, то кто ты сам? Живой труп? Надо врастать в новое, но как это сделать, если корни остались в прежнем грунте... А этика и мораль существуют на основе сродства корневой взаимозависимости: семейной, дружеской... Человек без “своего времени”, лишенный “своего времени”, от растерянности оказывается способен на поступки, которые в глубине души считает дикими, винит в этом опять же время.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"