Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Александр ЛОБОК

Франция вновь обсуждает школьные реформы

Слово предоставляется всем

Во Франции набирает силу всенародное обсуждение реформы образования. Как уже рассказывала наша газета, стране было предложено ответить на 22 вопроса, опубликованные во всех средствах массовой информации. Каждый вопрос, посвященный назначению школы в обществе, эффективной организации процесса образования или управлению школой, Комиссия по дебатам прокомментировала небольшой статьей, раскрыв суть проблемы, даже выделив ключевые слова, чтобы обсуждать проблемы конструктивно, понимая друг друга.

Чтобы дебаты не превращались в бездоказательную болтовню, Комиссия обнародовала результаты различных статистических исследований в области образования за последние 10 лет. То, что всегда погибало в коридорах министерства, стало доступно широкому читателю. Один из самых интересных опросов – что значит быть учителем в школе. В январе прошлого года 800 педагогов Франции ответили на 98 вопросов. Самый простой – почему вы работаете учителем. На первом месте оказалась любовь к предмету, на втором – общение с детьми, а на третьем – удовольствие передавать знания, опыт. Исследователи заметили, что чем больше у преподавателя стаж работы, тем чаще он говорит именно про общение с детьми (50% учителей, проработавших в школе более пяти лет). Четвертая причина верности педагогической профессии для российского учителя звучит странно. Французский педагог считает свою профессию достаточно независимой, дающей большую свободу, возможность творческой самореализации. Аналитик министерства замечает по этому поводу: “Власть программ и многочисленных инструкций эфемерна, поскольку у нас нет никакой возможности проверить, что делается в классе. Учитель скоро начинает понимать, что никому не должен давать отчета, правда, лишь немногие существенно отступают от правил”.
На второй вопрос – о трудностях учительской профессии – были получены такие ответы:
– тяжелые условия труда (почти 100%),
– трудно приспособиться к уровню ребенка,
– отсутствие у детей интереса к учебе,
– большой разрыв между ожиданиями, потребностями ребенка и требованиями программы,
– трудно поддерживать дисциплину.
По поводу дисциплины – отдельный разговор. Как и следовало ожидать, на плохую дисциплину чаще жалуются учителя профессиональных школ, молодые педагоги. Не очень понятно, почему проблемы с дисциплиной у преподавателей гуманитарных специальностей встречаются реже, чем у “технарей”.
Что считается нарушением дисциплины во Франции?
Посторонние разговоры на уроке – 66% ответов.
Невнимательность учеников – 52%.
Неуважительное отношение учеников друг к другу – 50%.
Неуважительное отношение к взрослым – 50%.
Неуважительное отношение к учителям – 19%.
Почему ученики плохо ведут себя в школе?
Трудно сохранять внимание весь урок – 65% ответов.
Это отражение семейных и общественных проблем – 54%.
Отсутствие у детей любопытства, интереса к учебе – 29%.
Недостаток самостоятельности у детей – 14%.
Насколько учителя довольны работой в таких условиях?
Как ни странно, две трети ответили, что очень или вполне удовлетворены своим профессиональным опытом. Но у педагогов предпенсионного возраста это чувство встречается гораздо реже. Лишь 10% учителей со стажем более 20 лет считают, что работа приносит им удовлетворение. Вроде и зарплата выше, чем у молодых. И уважение в коллективе, и право выбора лучших классов, удобного расписания. И все равно 70% пожилых учителей жалуются на непосильную тяжесть. Каждому четвертому не хватает общения с коллегами. Одиночество… Многим кажется, что их, словно вещь, использовали и готовы выбросить за негодность. Неужели и у них так бывает?
Насколько профессия учителя уважаема во Франции? 67% педагогов считают, что не очень. Только 45% готовы посоветовать собственным детям выбрать ту же специальность. Остальные уверяют, что учитель никогда не бывает свободен, он работает и дома, и в каникулы. У педагога нет возможности сделать карьеру, а с годами работать в школе все тяжелее.
На вопрос о возможных улучшениях 69% предложили уменьшить количество детей в классе. 44% – поднять зарплату, усовершенствовать систему повышения квалификации. 29% считают необходимым создавать педагогические команды. Особенно эта идея популярна среди педагогов из небольших школ.
Результаты опроса никак не комментируются специалистами. Просто обществу показана реальная объективная картина того, что сегодня творится в школе. Все желающие могут делать собственные выводы. И мы теперь можем – но про Францию. Потому что своей статистики не знаем.

В спорах рождается истина?

В первых числах ноября начал действовать в Интернете форум, где любой гражданин имеет право, зарегистрировавшись, высказать свою позицию по 22 предложенным вопросам.
На форуме уже зарегистрировались более тысячи граждан. Поскольку большинство не скрывают своей биографии, видно, что будущее школы волнует не только учителей и учеников. Большинство спорщиков – родители, переживающие за своих детей, недавние выпускники, чьи воспоминания еще свежи и непосредственны, просто граждане. Те, кому небезразлично будущее страны.
Самая активная и темпераментная дискуссия развернулась по вопросу о ценностях школы. Французы не уверены, что современное образование, все более дорогостоящее, по-настоящему обеспечивает равные возможности детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, детям иммигрантов из арабских и китайских кварталов. Растущая пропасть между богатыми “образованными” и бедными “дикими” угрожает стабильности общества.
Вторая сторона проблемы – светский характер образования. Речь не идет о введении основ католицизма в программу средней школы. Всем ясно, что в многоконфессиональной стране это невозможно. Но как найти грань между сохранением собственных национальных традиций и уважением обычаев другого народа? Можно ли разрешить девочкам-мусульманкам сидеть на уроках в платках, как того требуют законы шариата, или настаивать на европейских правилах приличия? Один из важнейших доводов тех, кто предлагает максимальную терпимость: если строгие правила вынудят ортодоксальных родителей отдавать детей в национальные школы вместо массовых, будущие граждане единой страны рискуют не встретиться, не узнать друг друга.
В сущности, речь идет о том, что школа может способствовать как разделению общества, так и его объединению. Обсуждение ценностей школы, таким образом, сводится к утверждению общедемократических ценностей, а не к пережевыванию узкопрофессиональных вопросов на заумном “птичьем” языке. Высказывания участников предельно конкретны, основаны на личном опыте. Большинство не пытаются предложить готовое решение. Скорее подбросить материал для размышления, очертить проблему, взглянуть по-новому на привычное.
Вступая в диалог друг с другом, французы не сдерживают эмоций, позволяют себе довольно темпераментные выражения. В том числе абсолютно непечатные. Но при этом не забывают аккуратно процитировать то высказывание оппонента, которое и спровоцировало бурю, сослаться на любимых философов и писателей.
Кроме вопроса о ценностях республиканской школы, живой интерес вызывает обсуждение проблемы детской агрессии, связанной с утратой уважения к любым авторитетам и нормам, а также вопрос о том, какие знания должна давать школа. Чему учить? Один хочет меньше математики, другому кажется, что повсеместное изучение английского угрожает национальной самобытности, третий сетует, что в условиях низкой материальной обеспеченности школы нельзя научить ничему. И только двое из сотен спорщиков напомнили, что школа должна научить ребенка быть гражданином. Конечно – активно подхватили посетители форума. Для этого нужно больше внимания уделять истории. Давайте начнем с начальной школы. Нет! С детского сада. И пошла дележка часов. Что-то напоминает эта дискуссия. До боли знакомое. Ну конечно, нашу программу модернизации, бесчисленные варианты учебных планов. Только во Франции это беседа обывателей, а у нас дорогостоящие игры академиков и министерских деятелей.
И все же простые граждане небезнадежны. На втором месте по популярности в форуме страничка про мотивацию ребенка к учебе. И здесь обсуждается проблема образования, ориентированного на интересы и потребности конкретного ученика, не изолированного от реальной жизни. Естественно, для такой школы нужны особые кадры. Треть участников форума оставили сообщения на странице, посвященной профессиональной подготовке педагогов, привлечению лучших специалистов. Один из разделов озаглавлен так: чтобы мотивировать ребенка, нужно сначала заинтересовать учителя. И речь не только о зарплате, не самой большой в Европе, но и отнюдь не нищенской. Проблема профессиональных ценностей и ориентиров волнует страну. С чем приходит учитель в класс? С учебником и программой или с желанием увидеть личность в каждом ученике?
Помимо форума национальные дебаты о судьбе школы разворачиваются на телевидении, в центральных залах Парижа. Всю последнюю неделю члены государственной Комиссии по дебатам, ученые, педагоги, журналисты, деятели культуры и подростки ежедневно выступали, высказывали свое мнение, отвечали на вопросы.
Как будет развиваться в дальнейшем эта уникальная дискуссия о судьбе школы? Никто не знает. Мы будем держать вас в курсе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"