Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2003

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Светлана КИРИЛЛОВА

ЕГЭ пошел на завышение

В ряде вузов провели независимую проверку результатов единого экзамена

Министерство образования не устает сообщать, что все вузы – участники эксперимента по единому экзамену довольны уровнем абитуриентов с сертификатами ЕГЭ.
Но так ли это?
Некоторые вузы, набравшие по результатам ЕГЭ новый студенческий контингент, мягко скажем, озадачены. Об этом их представители рассказали на завершившейся в Москве V Всероссийской научно-практической конференции «Развитие тестовых технологий в России».

Как известно, начавшийся в стране эксперимент по ЕГЭ не отменил процедур централизованного тестирования (ЦТ). При этом ни губернатору, ни региональному министру образования, ни директору школы не важно, какие баллы наберет старшеклассник на ЦТ. Это – личное дело. Во-первых, каждого абитуриента. Во-вторых, каждого вуза, который решает, принимать или не принимать сертификат о сдаче централизованного тестирования.
ЕГЭ – дело государственное. От него зависит многое: как будут выглядеть региональные чиновники на федеральном уровне, как будут аттестоваться школы, как будут – в трех пилотных регионах – выделяться деньги по ГИФО.
Соседство во многих регионах двух похожих систем измерения знаний – ЦТ и ЕГЭ – породило интересные наблюдения и сравнительные исследования.
Например, эксперты из Вятского государственного университета сравнили баллы, полученные в 2003 году школьниками Кировской области на ЕГЭ и на ЦТ. Участники ЕГЭ, сдававшие экзамен по одному предмету, получили 6,9% двоек, участники ЦТ –11,1%. На ЕГЭ было выставлено – 14,7% пятерок, на ЦТ – только 5,1%.
Интересно, что процент четверок и троек, полученных школьниками на ЕГЭ и на ЦТ, практически совпал.
«ЕГЭ оказался мягче внизу и вверху шкалы, – заключили вятские эксперты. – Это создало трудности при зачислении в университет, так как на ряде специальностей медалисты, подтвердившие медаль, заняли все места».
Другое подобное исследование провели их коллеги в Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии.
«Анализ ЦТ по нашему представительству и ЕГЭ по математике в 2002 и 2003 годах показал, – сообщили эксперты из Азова, – что в среднем оценки, полученные на ЕГЭ по 100-балльной шкале, превышают оценки на ЦТ на 10–15 баллов. Это верно для учащихся, получивших хорошие и отличные оценки. Для тех, кто получил неудовлетворительные и удовлетворительные оценки, результаты обеих процедур совместимы».
Ту же закономерность в соотношении баллов ЕГЭ и ЦТ выявили ученые из Красноярска. Средний балл ЦТ в Красноярском государственном техническом университете составляет 53,6 (это нормальный, заранее прогнозируемый балл для большого числа прилично подготовленных школьников), в то время как средний балл абитуриентов по ЕГЭ – 62 (запредельный для массового экзамена результат).
В Тольяттинском государственном университете, который первым в стране выделил 100% своих специальностей под ЕГЭ, провели внутренний мониторинг успеваемости студентов. Летом студенты, поступившие на бюджетное отделение с результатами ЕГЭ, продемонстрировали качество знаний, близкое к 100%. По результатам внутреннего мониторинга качество знаний снизилось до 62%.
«Это обусловлено адаптацией к вузовской системе обучения, – считают эксперты из Тольятти. – С другой стороны, это свидетельствует о том, что нужно поднимать планку ЕГЭ по хорошим и отличным оценкам».
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ и входного контроля знаний студентов по физике (с помощью тестов ЕГЭ прошлых лет) провели в Воронежском государственном техническом университете (ВГТУ).
На первой неделе учебного года, без предварительного уведомления, были проанализированы результаты работ 140 учащихся физико-технического факультета ВГТУ. Их средний балл на ЕГЭ равнялся 58,4. Но результаты входного контроля оказались неважными – 41,6 балла.
По результатам входного контроля в ВГТУ были не аттестованы 14,4% студентов. То, что они действительно плохо знают предмет, было позднее подтверждено результатами их текущей успеваемости.
«После написания ЕГЭ прошло достаточно много времени, и при входном контроле измерялись по существу остаточные знания абитуриентов, – попытались объяснить ситуацию эксперты из Воронежского государственного технического университета. – Тем не менее несовпадение оценок в 2 балла у более чем 6% испытуемых нельзя полностью отнести к разряду случайных. Скорее всего это свидетельствует о неадекватности оценок, полученных на ЕГЭ».
А эксперты из Южно-Российского государственного технического университета в Новочеркасске заметили: «Одна из задач, которая была поставлена Министерством образования при введении в стране ЕГЭ, – проведение этого экзамена независимыми службами. Однако в федеральных документах проведение ЕГЭ поручается вертикали органов управления образованием. Они заинтересованы в более высоких показателях ЕГЭ, так как по существу оценивается работа подразделений, им подчиненных».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"