Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА 
 

Вадим СЛУЦКИЙ,
учитель литературы
г. Петрозаводск

Уроки для личности

Подросток – это вопрос, обращенный к нам

У школы – жесткие законы. И один из самых жестких – необходимость постоянно сравнивать детей, выстраивать их по какому-то оценочному ранжиру.
Однако подлинная мудрость учителя – в способности видеть, чувствовать и принимать абсолютную ценность каждой детской индивидуальности. И понимать, что развитие этой индивидуальности важнее любых учебных успехов.

У Сухомлинского есть статья “В расчете на абстрактного ученика”, опубликованная за несколько месяцев до его смерти. Статья о том, что все наше школьное образование, будто нарочно, построено в расчете на не существующего в действительности абстрактного ученика, а реальных, живых детей игнорирует, а потому и калечит. Особенно это заметно по подросткам. Ведь и сопротивляются-то они взрослым, потому что пытаются свою живую жизнь сохранить.
Как же учителю этого избежать?
У меня в этом году шестой класс. Я всматриваюсь в этих детей и понимаю, как трудно к каждому из них найти свой подход. Вот Люся – неловкая, страшно застенчивая, часто выглядит испуганной. Она единственный ребенок в семье, у нее одинокая и не очень веселая жизнь. Но у нее золотое сердце. В отношениях с учителями для нее самое главное – чтобы понимали и любили, она жадно нуждается в человеческом тепле.
Женя – совсем другой. Мальчик эмоционально неустойчив, крайне обидчив. Ему трудно «держать дисциплину» на уроках, но зато ему крайне важны разговоры с учителем после уроков на темы, которые ему интересны. С точки зрения учебной программы это не самые содержательные разговоры, но они для мальчика – воздух. Поэтому мы разговариваем и разговариваем.
Кристина – наша поэтесса. На ней печать усталости и грусти. Наверное, потому, что от нее слишком многого хотят родители: успехов и в обыкновенной школе, и в музыкальной. Но как помочь им понять своего ребенка, я не знаю: мои попытки остаются неуслышанными. А Кристина остро жаждет сближения с людьми – ей этого не хватает.
В Юле – страсть к критике. Она критикует всех без исключения и больше всего на свете любит давать советы. В том числе – учителям, когда замечает какие-то их ошибки. Я пытаюсь использовать этот ее талант на уроках: главное, чтобы критика была конструктивной, а не являлась простым самоутверждением.
Лена парадоксально и неожиданно мыслит. Она остроумна до саркастичности. И это тоже талант, который можно использовать на уроках – лишь бы остроумие не оборачивалось унижением других.
Алена умна, но предпочитает молчать на уроках. И важно уметь принять ее в этом молчании, не пытаться «разговорить». У каждого ребенка своя траектория и свой путь образования.
Я полагаю, что ответственность учителя состоит именно в том, чтобы почувствовать и принять каждого ребенка в его индивидуальности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"