Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Вопросы после семинара

– Как вы решаете вечную проблему: в классе два, а то и три десятка учеников, а программа на всех одна. Как тут соблюсти интересы и особенности каждого?
Марина УЛЬЯНОВА, кандидат технических наук. Для этого мы и задействуем зону комфортного мышления. Можно предложить первокласснику сложить два и два, используя счетные палочки. Но кому-то из детей они нравятся, кому-то нет, а многие к ним вообще равнодушны, и от такого задания им будет ни холодно ни жарко. Если же действовать в логике ноосферного образования, мы предложим детям – каждому из них – представить себе два самых красивых, самых вкусных яблока. Не любишь яблоки – представь груши или те фрукты, которые тебе очень-очень нравятся. И, уверяю вас, с этими воображаемыми предметами любой ребенок будет познавать законы сложения с гораздо большим эффектом и пользой для себя. Кстати, и образ этот ребенок никогда не забудет, в отличие от большинства отчужденных сведений, которые выветриваются из головы школьника в лучшем случае после экзамена.
Наталья АНТОНЕНКО, кандидат психологических наук. На архивирование информации в долговременную память направлено и использование запахов, звуков, вкуса, ощущений. Если при изучении какой-то темы класс был наполнен ароматом можжевельника, ребенок даже через много лет, попав в можжевеловую рощу, отчетливо вспомнит образ и учебный материал этого урока. Дети поразительно легко восстанавливают даже сложную и большую по объему информацию спустя долгое время.

– Какое количество учеников находится в классе во время вашего урока?
Н.А. Так же как и в обычном: двадцать пять, а то и тридцать. Хотя оптимальное количество двенадцать–пятнадцать, на уроках иностранного языка шесть–восемь человек. Но у меня во время семинаров и мастер-классов бывало и сто пятьдесят человек студентов или учителей.

– Каждый учитель знает, что дети в классе могут оказаться самые разные. Неужели все так охотно следуют рекомендациям учителя? Подростки, например, просто из упрямства часто противоречат взрослым. Или дома у ребенка проблемы, и он пришел в плохом настроении.
М.У. Бывает и так: учитель предлагает детям представить себя в самом приятном, самом лучшем месте. Но ребенок говорит: а я на помойке… Значит, все, что произойдет на уроке, вся информация ляжет на негативный фон. Поэтому мы учим педагога трансформировать негативные проявления и воспоминания ребенка.
Н.А. Однажды во время выездного семинара девочка стала говорить, что у нее происходят постоянные конфликты с мамой, и простить она ее не может и не хочет. Конечно, для выхода из такой ситуации необходимо вмешательство компетентного педагога. Со временем даже ребята учатся выводить друг друга из некомфортного состояния.

– Не секрет, что родители довольно настороженно относятся к образовательным инновациям, предпочитают, чтобы детей учили так же, как их самих в детстве. Как вы строите взаимоотношения школы и родителей?
Н.А. И родители, и бабушки с дедушками становятся нашими сторонниками. А домашние задания выполняют вместе с детьми и чуть ли не с большим азартом, чем ученики. Мы ведь даем творческие домашние задания: придумать образон и нарисовать его. А на следующий день, с гордостью показывая рисунок, ребята с таким удовольствием рассказывают, как они обдумывали образ, советовались с родителями, изменяли первоначальный замысел. К концу учебного года у каждого ребенка получается собственный биоадекватный рукописный учебник. Однажды, устраивая выставку, мы попросили у авторов их учебники. Вы бы видели, как они переживали, расставаясь ненадолго со своей интеллектуальной собственностью, и как настаивали на обязательном возврате в целости и сохранности. А один мальчик с энтузиазмом сказал, что передаст этот учебник своему сыну.

– Образ, придуманный ребенком, может быть оценен учителем как неправильный?
Н.А. Ребенок рисует то, что соответствует его внутреннему миру. Учитель обязательно должен похвалить ученика, создавшего образ. Хотя иногда они бывают мрачными, тревожными. Это сигнал для учителя, что ребенок не справляется с какими-то проблемами. Например, мальчик в начальной школе в домашнем задании рисует мутную темную воду, а в классе рассказывает, как тонул в ней. Тогда мне приходится вместе с ним придумывать, как сделать воду прозрачной, ласковой и неопасной; мы сочиняем целую сказку, попутно выясняя причины подавленного состояния ребенка. Но это не значит, что образ «неправильный». Мы никогда не осуждаем ребенка, если его рисунок не совпадает с учительским или с рисунком в учебнике. Я, например, грамматические категории расположу на изображении бабочки, а мой ученик – на рисунке мотоцикла, о котором мечтает. И на здоровье! Мы потому и просим ребят на уроке сначала нарисовать свои картинки, а потом только посмотреть в учебник.

– Существующие программы и стандарты, которые то ли приняли, то ли нет, вызывают много нареканий. Это довольно произвольный набор сведений. Как ваши учителя, приверженные к целостности и гармонии, умудряются выполнять эти требования?
Н.А. От стандартов мы никуда уйти не можем, и наши ученики во время проверок показывают довольно высокие результаты. А построение программного материала учитель может корректировать, чтобы сделать изложение более логичным и доступным для детей. Как на уроке, о котором мы вам рассказывали.

– Во время урока вы предлагаете сообщать новый материал детям, находящимся в состоянии релаксации. Но в обиходе мы привыкли воспринимать релаксацию как расслабленное состояние, отдых.
Н.А. Физиологи утверждают, что именно во время релаксации, когда ритм работы головного мозга 10–12 фаз в минуту, мы лучше всего воспринимаем информацию. А закрытые глаза, спокойная музыка и удобная поза не только не помешают усвоению материала, но и сделают его более комфортным. Никто не мешает соседу, не отвлекается, не шумит, каждый погружен в собственные ощущения и размышления. И очень многие улыбаются в этот момент.

– Ваша методика далека от традиционной. Значит, и от учителя требуются совсем новые профессиональные умения. Как и чему вы учите педагога, готовя его к работе в системе ноосферного образования?
Н.А. В процессе подготовки и переподготовки учителей мы ориентируем их на то, чтобы прежде всего перестроить собственное мышление, сделать его целостным. Кроме того, учитель осваивает психолого-педагогические методы, которые помогут и ему самому, и его ученикам в любой жизненной и учебной ситуации: в постановке цели, выборе средств, прогнозировании последствий своего решения, в осознании ответственности. Ноосферный педагог умеет не только передавать ученикам предметные знания, но и учит детей методам познания, самоорганизации, умению целостно мыслить; использует в ежедневной работе универсальные педагогические методики. Очень важны для учителя методики психологического моделирования и прогнозирования: они помогут наиболее полно раскрыть потенциальные возможности и ученика, и самого педагога. Поскольку для ноосферного учителя самое важное – любить и принимать ученика, он учится преобразовывать любые негативные проблемы, эмоции, настроения в позитивные.
Само обучение и переподготовка, разумеется, проходят в логике ноосферного образования, то есть учитель с первого же занятия может на себе испытать его особенности. В программе подготовки используется видеокомпьютерный психоанализ, позволяющий не только наглядно зафиксировать состояние учителя до курсов и результат после обучения, но и найти эффективные пути для индивидуальной работы с каждым слушателем.

– Какие учителя обращаются к вам, заинтересовавшись идеей ноосферного образования?
Н.А.
Практика показывает, что некоторые интуитивно приходят к биоадекватным принципам в педагогике или к отдельным элементам ноосферной педагогики. Такие учителя и сами удивляются, насколько близко они самостоятельно подошли к ноосферной технологии, не могли только обосновать свои находки с научной точки зрения. Многие убеждаются в правильности и полезности биоадекватной технологии, испытав на себе ее действие во время обучения: чувство спокойствия, гармонии, уверенности, творческого подъема. Характерно, что, проучившись у нас, многие начинают самостоятельно создавать учебник по своему предмету. Даже учителя пенсионного возраста, всю жизнь проработавшие в школе, как будто обретают второе дыхание, освоив методику ноосферного образования. Кстати, учебники, по которым учатся в наших инновационных классах, тоже созданы учителями, которые прошли у нас обучение.

Записала Елена КУЦЕНКО

Если вы заинтересовались методикой ноосферного образования и хотите ее освоить, обратиться за информацией о курсах можно по тел.: (095) 574-96-56


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru