Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Педагогика без ничейных территорий

Что объединит родителей и школу?

Зачем родители обычно заглядывают в школу? На собрание, сдать деньги (ремонт класса, выпускной, охрана школы) или потому что «вызвали». То есть чаще всего идут по необходимости, предчувствуя неприятный разговор. Так уж сложилось. Но ведь мы, учителя и родители, в некотором роде коллеги и цель преследуем одну и ту же. Как же преодолеть традицию взаимного непонимания и настороженности?

Сейчас много говорят о том, что усилия родителей и учителей не должны противоречить друг другу. Но что их может объединить? Ответ «Ребенок – живая связь и средоточие сотрудничества взрослых» не всегда убедителен, потому что во многих школах остается или лозунгом, или мифом. Часто между школой (учителями, администрацией) и родителями лежит «ничейная земля» взаимных претензий, отстранения, непонимания, недоверия и просто нежелания строить какие бы то ни было отношения, кроме чисто формальных.
Если внимательно присмотреться к публикациям и дискуссиям по этой проблеме, выявляются по крайней мере два подхода педагогов к взаимодействию с родителями: административно-управленческий и партнерско-практический.
Для административно-управленческого подхода характерно обособление деятельности и интересов учителей от деятельности и круга интересов родителей. В школах, где преобладает этот подход, педагоги и (особенно) администрация не заинтересованы в активных, инициативных, критически мыслящих родителях. Наоборот, считается, что родителей не следует пускать дальше раздевалки. Участие родителей, как правило, так или иначе ограничено.
Для партнерского подхода характерна другая установка – на организацию совместной деятельности учителей и родителей. При этом создается атмосфера многогранного сотрудничества, а педагоги и администрация не мыслят своей работы без разнообразных форм активного родительского участия.
С приходом инноваций в российские школы появилась и возможность для нового типа взаимоотношений учителей и родителей. Если раньше родители могли только помогать школе, организуя ремонт класса, заказывая автобус или выезжая с детьми на экскурсию, то сейчас реализовать свой интерес к образованию ребенка можно не только участвуя в работе родительского комитета. Правда, таких родителей пока единицы.
В существовании этих разных подходов я еще раз убедилась на семинаре «Активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс», проходившем в октябре на базе «Школы самоопределения». Давайте послушаем участников семинара.
Рассказывает Валентина Васильевна, мама Саши и Миши Моисейкиных:
– Нам, родителям, предоставляют возможность вновь «пройти» вместе с детьми школу, прожить ее. Но совсем по-другому, чем это было в нашем детстве. Например, я участвовала уже в двух играх, которые завершали изучение истории древних цивилизаций, Индии, Китая, Персии, Древней Греции. В этом погружении родителям достался пласт, который не давался детям – древняя Иудея. Родители выступали единой командой: разрабатывали тему, писали сценарий, готовили костюмы, искали реквизит.
Дети могли каждый день видеть, как именно учатся их родители, как изучают тему, разыскивая материал, которого нет в учебниках. Мы попробовали скачать из Интернета. «Нет, – говорят ребята. – Это не дело – пользоваться готовеньким». И мы учились спокойно воспринимать конструктивную критику детей. Затем ходили в музей, и теперь уже взрослые наблюдали, как их сыновья и дочери самостоятельно находили нужный материал для оформления исторического пространства игры. Мы создавали пластические образы разных цивилизаций, ставили древние танцы и воспроизводили церемонии. Находили применение всем и всему – кулинарии, прикладному искусству, костюмам.
Главным для родителей было вовсе не помощь ребенку в образовательном процессе (с этим дети справлялись не хуже нас, даже порой лучше, с большей фантазией). Главным был интерес к собственному ребенку. Дети лучше узнавали нас, а мы – детей, и собственных, и их одноклассников. Еще одним итогом стали дружеские контакты с другими родителями. Мы просто сдружились, стали лучше понимать друг друга.

Рассказывает Маргарита Федоровна Головина, зам. генерального директора НПО «Школа самоопределения», заслуженный учитель России:
– Сначала мы сомневались, смогут ли родители преодолеть желание командовать, управлять детьми, опекать их (особенно когда одна из игр проходила осенью на базе лагеря). Но родители поняли и приняли наш принцип предоставления детям максимальной самостоятельности. От этого выиграли и ребята, и сами взрослые, которые на некоторое время получили возможность побыть наравне с детьми непосредственными участниками открытого образовательного процесса.

Рассказывает Татьяна Владимировна Мамаева – директор школы № 5 «Обыкновенное чудо», г. Йошкар-Ола:
– Нашей школе только пять лет, но уже сложились некоторые принципы совместной деятельности детей и взрослых. Например, разновозрастные коллективы, где приняты отношения партнерства или традиция усаживаться «в круг» (в том числе и на уроках, и при встречах родителей). По всем важным вопросам принимаем совместное решение.
Родители никогда не рассматриваются как посторонние. Для этого существуют и совместные родительские собрания младших и старших ребят по обмену опытом в воспитании, и родительские тренинги с участием психологов. Например, провели с родителями и детьми собрание «Кто понесет портфель?» с дискуссией о том, как делаются дома домашние задания, какую меру самостоятельности дают родители своим детям.
Теперь мы планируем создать школьное производство: типографию и мастерскую. Без родителей, без попечительского совета реализовать все идеи просто невозможно.

М.Ф.Головина:
– В сотрудничестве определяющим становится основание взаимоотношений педагогов и родителей. Я бы сказала о трех тенденциях в развитии этих взаимоотношений. Первая – когда родители вкладывают деньги в образование детей и требуют то обучение, которое отвечает их представлениям. В иной семье дать качественное образование своему ребенку так же престижно, как иметь модную марку машины. Образование для таких родителей – это вложение денег.
Другая тенденция – школы создают разные советы и комитеты, но ими манипулирует администрация школы.
Третий путь сложнее, и он должен сложиться на основе внутренних норм – это путь становления в школе образовательного поля гражданственности. Одно из условий его создания – деятельность Совета школы, в котором наравне участвуют дети и взрослые. Совет школы – это гарант реализации их прав, в том числе и прав родителей. Совет может наложить вето на непопулярное решение администрации, создать конфликтную комиссию, повлиять на условия обучения и т.д. А родители имеют широкие права активного и конструктивного участия в делах школы. И там, где возможно, школа будет менять организацию образовательного процесса, но делать это в культурных формах, демократически. Такие нормы не устанавливаются сверху, а взращиваются снизу, в условиях совместной деятельности, когда вся школа становится открытым сообществом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"