Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 
 

Что главное в любом путешествии? Что делает его воистину образовательным?
Способность видеть и слышать. Способность вслушиваться и всматриваться. Способность в чем-то простом и обыкновенном увидеть чудо – то, о чем даже не подозревал. Услышать цвета и увидеть звуки. Всмотреться в детали и почувствовать, что мир гораздо волшебнее и неожиданнее, чем тебе казалось раньше.
А еще – увидеть и услышать друг друга. Потому что мы всегда путешествуем с кем-то, и наши психологические миры, наши психологические проблемы могут проявляться в путешествиях совершенно неожиданным образом. И это тоже предмет нашего непрерывного образования – непрерывного формирования, непрерывного становления наших «я».
Впрочем, вся наша жизнь – это и есть путешествие в другие миры. И какой бы ни была жизнь, она всегда образовательна. Важно только это увидеть и принять.
Лариса ПЕРОВА

Отцы и дети. Дорожный вариант

Являются ли родители предметом первой необходимости в походе?

Собираясь с классом в поездку, в поход, педагог всегда стоит перед выбором: брать с собой родителей учеников или не брать.
Рассмотрим “за” и “против”.
Преимущества родительского участия очевидны.
1. Мамы и папы готовы взять на себя основные бытовые и организационные проблемы: готовить, убирать, покупать, заказывать экскурсии, договариваться с транспортом.
2. Чем больше взрослых в группе, тем больше возможностей делиться на маленькие компании по интересам, а не двигаться всей толпой в заданном направлении.
3. С родителями можно спокойно оставить приболевших или подуставших детей. Мамины заботливые глаза быстрее увидят плохое настроение или плохое самочувствие ребенка. Это важно для педагога, придавленного грузом забот и ответственности.
4. С родителями, кстати, можно эту ответственность разделить. Они охотно последят за дисциплиной.
5. Общение со взрослыми полезно не только детям, но и учителю, особенно если это умные, интересные взрослые. Именно в путешествии, в совместном проживании трудностей, приключений, ярких моментов складывается взаимопонимание и доверие, настоящая дружба между взрослыми и детьми, не замутненная мелочами семейных недоразумений. Если, конечно, удается создать подходящие условия. А удается не всегда.
Впрочем, многие педагоги не любят брать с собой в путешествия родителей учеников. Не говоря уже о том, что и дети часто предпочитают оставить мам и пап дома. Почему?
1. Главный недостаток родителей – продолжение их достоинств: заботливость, но такая чрезмерная, что не знаешь, куда от нее деваться. Что одели? сколько съели? почему не помыли руки? куда пошли? – родители контролируют все и очень настойчиво. Ими движут лучшие чувства, но у детей нет ни малейшей возможности проявить самостоятельность, не боясь совершить ошибку.
2. Все домашние недоразумения пышно расцветают в путешествии.
– Отойди, ты не умеешь, я сама сделаю, – говорит мама, отстраняя своего или чужого ребенка от приготовления обеда, от мытья посуды.
– Мама, куда ты дела мои штаны? – вопит в палатке сын-подросток, и мама бросается на поиски, не забывая ругать чадо за неорганизованность. Заодно она подбирает и прячет к себе в рюкзак носки, зубную щетку ребенка – чтобы не потерял.
3. Вообще ребенку, чьи родители оказались в поездке, не позавидуешь. Он чувствует себя гораздо менее взрослым, чем одноклассники. Он постоянно ловит на себе пристальный мамин взгляд, ему приходится давать отчет в каждом поступке, в частности в денежных тратах, тогда как другие ребята пользуются гораздо большей свободой. Над ним посмеиваются, подозревают в незаконных привилегиях, все мелочи его семейной жизни оказываются на виду. Ему трудно научиться общаться с ровесниками, потому что родители не всегда разумно вмешиваются в детские конфликты, “отстаивают интересы” своего сына или дочки.
4. Учителю тоже не просто. Порой активные родители начинают, пользуясь неформальной обстановкой, обсуждать школьные проблемы ребенка, жаловаться на учителей, делиться какой-то тайной информацией о других семьях. Как сохранить дружелюбные отношения и в то же время не опуститься до уровня коммунальных сплетен?
5. Родители часто гораздо более ленивы и менее любопытны, чем дети. Их скучающий вид, явное желание “свернуть побыстрее культурную программу” действуют на ребят не лучшим образом.
6. По вечерам взрослым хочется отделаться от детей и немного повеселиться в своей компании. В конце концов, они тоже вырвались из дома на волю. Поэтому вместо общего разговора объявляется принудительный отбой. Явно не желающие спать дети получают порцию замечаний и угроз, а родители болтают – так, ни о чем.
7. Отдельный разговор про отцов. Они чувствуют себя героями “диких прерий” и ведут себя даже более рискованно, чем подростки. Ученику можно запретить, например, рубить дерево рядом с палаткой. А как запретишь что-либо взрослому мужчине, который считает себя опытным походником?
Конечно, список претензий к родителям можно продолжать до бесконечности. Но ведь идеальных родителей, как и идеальных учителей, не существует. Мы такие, какие есть. Единственное спасение – договариваться друг с другом о каких-то правилах накануне путешествия, а не расхлебывать проблемы в тысяче километров от дома.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru