Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 
 

Что главное в любом путешествии? Что делает его воистину образовательным?
Способность видеть и слышать. Способность вслушиваться и всматриваться. Способность в чем-то простом и обыкновенном увидеть чудо – то, о чем даже не подозревал. Услышать цвета и увидеть звуки. Всмотреться в детали и почувствовать, что мир гораздо волшебнее и неожиданнее, чем тебе казалось раньше.
А еще – увидеть и услышать друг друга. Потому что мы всегда путешествуем с кем-то, и наши психологические миры, наши психологические проблемы могут проявляться в путешествиях совершенно неожиданным образом. И это тоже предмет нашего непрерывного образования – непрерывного формирования, непрерывного становления наших «я».
Впрочем, вся наша жизнь – это и есть путешествие в другие миры. И какой бы ни была жизнь, она всегда образовательна. Важно только это увидеть и принять.
Наташа АНТОХИНА

Этикет для образовательных путешественников

В дороге даже самые обычные житейские ситуации значат совсем не то же, что дома. Они могут многому научить детей, если...

Быт путешествия. Нечаянная поломка

Многодневное путешествие грозит нам самыми неожиданными поворотами. “Надо же, кто бы мог подумать!” – говорим мы потом в учительской, вспоминая разные нестандартные ситуации образовательной поездки. Но это потом. А в путешествии и мы, и ребята становимся на несколько суток публичными людьми, которые с утра до вечера создают и принимают меняющуюся ситуацию, находя в ней то, что может стать точкой приращения опыта образовательного и житейского.
Вопрос.
Кстати, житейский опыт, он ведь тоже есть опыт образовательный или как?
Вариант ответа.
Да. На время поездки мы – и взрослые, и ребята – лишены частной жизни с ее маленькими уютными прелестями. Мы становимся такой образовательно-бытовой общиной. В ней мы для ребят одновременно и мамы-папы, и учителя-учительницы.

Сюжет первый. Самообслуживание

Когда мы едем куда-то с ребятами, всегда договариваемся, как: на равных или “соблюдаем субординацию”? В этот раз договорились на равных. Но вот когда мы, учителя, стали накрывать обед в столовой турбазы, повара возмутились: безобразие, говорят они ребятам, почему ваши учителя вас обслуживают? Мы здесь уже десять лет работаем, а такого ни разу не видели! Слышим, ребята пытаются объяснять поварам про договор, но те и слушать не хотят, отворачиваются и пожимают плечами. Мы же строго проследили, чтобы дети были сыты, а после обеда вытерли столы и аккуратно вымыли тряпочки. Поболтали с поварами. Вечером ужин накрывали ребята. Повара удовлетворенно переглядывались, похоже, посчитали работу ребят своей педагогической заслугой.
Вопрос.
Самообслуживание на равных – зачем?
Предполагаемый ответ.
Затем, что такая игра. Все ее участники прекрасно понимают, что в путешествии взрослые есть взрослые, а дети есть дети. И за какие-то вещи дети не отвечают. Но почему бы сегодня не поиграть в мам-пап, которые хотят, чтобы их дети были сытно накормлены.
Второй предполагаемый ответ.
Повара правы. Учитель в поездке должен держать контроль над развитием познавательной ситуации, а не заниматься бытом. Дети сами прекрасно все сделают.
Ваш вариант ответа.

* * *

Сюжет второй. Раскладушка

Часть I

На туристической базе кроватей в комнате девочек оказалось меньше, чем самих девочек. Нехватку спальных мест быстро ликвидировали с помощью желтых в цветочек раскладушек, и расстроившиеся было восьмиклассницы стали оживленно распаковывать чемоданы.
Неизвестно почему, но все они в этом возрасте любят плюхаться на кровать со всего маху и при этом еще дрыгать в воздухе ногами. Так вот, одна из наших барышень все это проделала на хлипкой турбазовской раскладушке. Несущая алюминиевая конструкция – возможно, в ней был какой-то скрытый дефект, а может, просто от старости – с хрустом треснула, и барышня додрыгивала ногами уже на полу. Свидетели говорили, что глаза у нее при этом сделались как пятирублевые монетки.
Срочно к нам, троим взрослым руководителям путешествия, в соседнюю комнату примчалась депутация (тоже из трех человек). Заявившись с грозными лицами в спальню девочек, мы сразу оценили ситуацию и пригорюнились.

Вопрос.
Что бы вы сказали детям? Что предложили?
Вариант ответа.
Поругали бы. Попросили новую раскладушку. За поломанную пришлось бы заплатить.
Хотите знать, что было на самом деле?

Часть II

Но мы решили отложить этот бытовой вопрос до вечера. А пока, как и было задумано еще до поездки, пошли город смотреть, слушать экскурсовода, набираться впечатлений. Пробовать определить точки своего интереса в незнакомом пространстве. Когда ребята поймут, что им интересно, тогда вечером соберемся, поделимся интересами и каждый сможет простроить свой маршрут завтрашнего дня. Будет учиться разрабатывать интерес, собирать в рамках этого интереса материал, развивать, придавать этому интересу культурную форму.
Вечером третьего дня каждый участник путешествия должен был защитить свою маленькую проектную работу, в основе которой лежал бы интерес, проросший и разработанный здесь, в незнакомом городе.
У нас было предположение, что большинство интересов будет группироваться вокруг архитектуры Коломенского кремля. Дело в том, что в школе мы занимались русским средневековьем, и нам казалось, что работа на уроках будет прирастать архитектурными визуальными впечатлениями от города, где большая история России отражается как в капле воды. Так оно и вышло. Интерес к Коломенскому кремлю все три дня путешествия был так мощен, что ребят стали принимать за студентов архитектурного лицея.
Но вернемся к барышне и раскладушке. Вечером первого дня она, то есть барышня, весьма увлеченно рассказывала о том, что ее заинтересовало, как и что она хочет делать завтра, но при этом виновато посматривала на нас и приговаривала: “Конечно, если…”
Взрослая часть путешествующего сообщества делала недоумевающие глаза: “А раскладушка?”
На следующий день все двадцать пять учеников маленькими, в два-три человека, группками пошли по городу собирать материал для своих проектов. И эта девочка пошла. Во внутренней борьбе “учительниц” с “мамами” победили учительницы. А мамы-папы... пошли по городу с раскладушкой: «Конечно, нам тоже хочется сделать свой проект по средневековью. Но мы гибко подходим к ситуации и выдвигаем новый проект – “Как за один день починить раскладушку в незнакомом городе”».
Тактику выбрали самую простую: спрашивать у первых встречных. И первые, и вторые, и третьи встречные, услышав вопрос, удивлялись, а потом начинали лихорадочно вспоминать, где они видели в своем родном городе мастерскую металлоремонта. Но не могли вспомнить.
Бредем дальше, видим вывеску “Автосервис”, и кому-то приходит в голову светлая идея на всякий случай заглянуть туда. Ровно через десять минут автомобильный слесарь отдал нам раскладушку с крепко-накрепко сваренной трубой. Так что в тот день нам все же удалось ухватить свой кусочек впечатлений от средневекового города, и в запасе у нас оставалась еще половина следующего, третьего дня.

Часть III. Самая короткая

Новым вечером та же барышня сломала кровать. Тем же самым способом. Смешно, да?
Вопрос.
А если бы проект “раскладушка” осуществляла виновница происшествия? Если бы она, а не учителя-мамы-папы ходила по городу и искала, спрашивала, находила, а потом радостно тащила починенный предмет на турбазу?
Вариант ответа.
Второго сломанного спального места не было бы.

Вечером третьего дня состоялась защита проектов, а потом каждый путешественник писал текст “Куда бы я хотел вернуться?”. И мы писали. Не о раскладушке, а о реке, площади на берегу, маленьком монастыре напротив. А когда, уже в электричке, смотрели фотографии города, сделанные со стороны реки, вдруг увидели, что русский средневековый город весь ориентирован на водный путь и самые красивые виды открываются, если в город плыть по воде. Захотелось вернуться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru