Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Три ступени экспертизы

Приняты новые документы о присвоении учебным изданиям грифов Министерства образования

В июле текущего года министр образования Российской Федерации В.М.Филиппов подписал приказ об утверждении новых положений «О Федеральном экспертном совете Министерства образования Российской Федерации», «О порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации в области общего образования», «О порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) для последующего присвоения грифа «Рекомендовано» (приказ Минобразования России от 09.07.2003 № 2959).
Несмотря на то что структура и порядок формирования Федерального экспертного совета существенно не меняется, новые документы, несомненно, внесут изменения в работу ФЭС.
Официальное утверждение учебного издания по-прежнему реализуется через процедуру присвоения грифа Министерства образования на основании положительного экспертного заключения Федерального экспертного совета. Министерство образования присваивает (подтверждает) всем видам учебных изданий гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации», и только учебникам, успешно прошедшим апробацию (расширенную экспертизу), присваивается гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».
Особое внимание в документах уделяется процедуре присвоения грифа «Рекомендовано…» учебникам. В целях повышения качества учебников в положениях предусматривается трехступенчатая экспертиза. Самым первым этапом экспертизы является предварительная экспертиза рукописи учебника, она проводится Федеральным экспертным советом на этапе подготовки издательством оригинал-макета учебника. Целью этой экспертизы является оценка концептуальных подходов создаваемого курса на соответствие их направлениям развития образования, образовательному стандарту и другим нормативным документам министерства. Кроме того, предварительная экспертиза предполагает анализ содержания рукописи учебника, на основании которого экспертами высказываются замечания и предложения по доработке рукописи в целях улучшения качества будущего учебника. Таким образом, предварительная экспертиза – это своеобразный творческий процесс авторов, издателей и экспертов ФЭС при подготовке рукописи к изданию. Следует отметить, что предварительная экспертиза не является обязательным этапом для всех учебников. Решение о передаче рукописи учебника на предварительную экспертизу в Федеральный экспертный совет принимается авторами и издательствами.
Вторым этапом (или первым) является экспертиза учебника на присвоение грифа «Допущено…». На экспертизу с целью присвоения учебнику грифа «Допущено…» представляется его готовое издание, оригинал-макет или верстка. В случае представления на экспертизу всех других видов учебных изданий (за исключением учебников) к экспертизе допускаются рукописи с рисунками. Процедура экспертизы на присвоение грифа «Допущено…» практически не изменена. По-прежнему к экспертизе будут привлекаться от 3 до 5 экспертов: специалисты в области науки, методики и учителя-практики. На основании глубокого анализа, осуществленного в соответствии с общими критериями оценки Федеральным экспертным советом учебных изданий, эксперты делают вывод о возможности (или невозможности) рекомендовать учебное издание к присвоению грифа «Допущено…». Ставя первостепенной задачей своей деятельности обеспечение высокого качества учебной литературы в условиях ее многообразия, Федеральный экспертный совет предоставляет возможность авторам и издателям доработать учебные издания по замечаниям экспертов и представить на повторное рассмотрение в ФЭС. В зависимости от степени доработки учебное издание может повторно рассматриваться на заседании предметной секции ФЭС или на заседании рабочей комиссии.
Для учебников экспертиза на присвоение грифа «Допущено…» решением секции ФЭС не завершается. Рецензии экспертов, заключение предметной секции ФЭС, а также заключение структурного подразделения министерства на учебник вместе с оригинал-макетом направляются в президиум ФЭС на рассмотрение с целью принятия окончательного решения по вопросу о присвоении грифа «Допущено…». При положительном решении президиумом ФЭС учебникам присваивается (подтверждается) гриф «Допущено…».
Третья ступень экспертизы – проведение апробации (расширенной экспертизы) для последующего присвоения учебнику грифа «Рекомендовано…». На апробацию (расширенную экспертизу) с целью присвоения грифа «Рекомендовано…» принимаются учебники, имеющие гриф «Допущено...» и реализующие федеральный компонент содержания начального общего, среднего общего и специального коррекционного образования. Письмо-заявка на проведение апробации учебника с целью рассмотрения на присвоение учебнику грифа «Рекомендовано…» направляется издательством в министерство. Министерство образования предоставило возможность издательствам выбрать 5 субъектов Российской Федерации, в образовательных учреждениях которых используется или предполагается использовать в практике обучения представляемый на апробацию учебник. Вопрос о том, когда подавать на апробацию (расширенную экспертизу) учебник, также находится в компетенции издательств. Главное, чтобы учебник уже имел гриф «Допущено…», был издан, зарегистрирован в Российской книжной палате и был заказан общеобразовательными учреждениями России. Следующим этапом в решении вопроса об апробации является заседание президиума ФЭС, на котором рассматриваются предложения издательств и определяются три субъекта Российской Федерации из пяти для проведения апробации (расширенной экспертизы), устанавливаются сроки проведения апробации и количество общеобразовательных учреждений, принимающих в ней участие. На основании решения президиума ФЭС Департамент экспертизы учебных изданий ГУ РЦ ЭМТО Минобразования России организует апробацию (расширенную экспертизу) в соответствии с Положением об организации и проведении апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и Инструкцией о порядке организации и проведения экспертизы учебных изданий. С этой целью Департамент экспертизы учебных изданий ГУ РЦ ЭМТО заключает договор с ИПКиПРО соответствующего субъекта Российской Федерации и направляет нормативные документы, информационные и методические материалы, регламентирующие порядок проведения апробации учебника. В качестве нормативных документов используется приказ Министерства образования России, утвержденный министром образования №2959 от 09.07.2003 г. Положение о Федеральном экспертном совете, Положение о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации в области общего образования, Положение о порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». Одновременно секция ФЭС Министерством образования России назначает эксперта, который подготовит в последующем рецензию-заключение по результатам апробации учебника. Институт повышения квалификации назначает методиста-эксперта, ответственного за организацию проведения апробации, формирует на добровольной основе группу учителей-экспертов из числа учителей общеобразовательных учреждений различных видов, расположенных в городах, селах, поселках городского типа, разрабатывает и утверждает план-график проведения апробации, который направляет в Департамент экспертизы, разрабатывает график семинаров-практикумов. Апробацию учебников проводят учителя. По результатам апробации учитель-эксперт заполняет анкету оценки учебника по результатам апробации, составляет список постраничных замечаний, вносит предложения по доработке учебника в целях улучшения его качества. Обобщает результаты апробации в каждом регионе методист-эксперт. Экспертные заключения, составленные на основании материалов апробации, представленных учителями, направляются в Департамент экспертизы для рассмотрения предметной секцией ФЭС. Результаты апробации, отраженные в заключениях методистов-экспертов, рассматриваются на заседании предметной секции Федерального экспертного совета. Заседание предметной секции ФЭС предполагает участие не только членов совета, но и тех, кто проводил апробацию: учителей-экспертов, методистов-экспертов и тех, кто создавал учебник: авторов и издателей. Принятое секцией ФЭС положительное решение о возможности присвоения учебнику грифа «Рекомендовано…» направляется в президиум ФЭС вместе с заключением в соответствующее структурное подразделение министерства. Учебникам, успешно прошедшим апробацию, присваивается гриф «Рекомендовано…» при положительном заключении ФЭС.
Изменение порядка присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования России определило ряд проблем и направлений работы Департамента экспертизы и Федерального экспертного совета.
Формирование каждой предметной секции будет осуществляться с учетом создания основного состава экспертов – членов Федерального экспертного совета и одной или нескольких групп экспертов, привлекаемых в качестве рецензентов при рассмотрении того или иного учебного издания.
Департамент экспертизы создает банк экспертов по представлению ИПКиПРО и управленческих структур образования субъектов Российской Федерации.
В рамках организации взаимодействия с ИПКиПРО в настоящее время заключаются соглашения о сотрудничестве в области проведения апробации между государственным учреждением – Республиканским центром экспертизы мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Министерства образования Российской Федерации и институтами повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования для последующего присвоения грифа «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». В рамках этого соглашения предполагается информационная поддержка ИПКиПРО в области учебного книгоиздания, организация помощи в проведении конференций, семинаров с участием авторов апробируемых учебников.
Департамент экспертизы учебных изданий планирует и впредь расширять связи с региональными экспертными советами и оказывать им всестороннюю помощь в организации и проведении экспертизы.
Изменения произойдут и в работе президиума ФЭС, функции которого существенно расширяются. Уже на очередном заседании президиумом ФЭС планируется согласно вышеназванному приказу рассмотрение вопросов о присвоении грифов «Допущено...» и «Рекомендовано...» учебникам, прошедшим экспертизу и получившим положительное решение предметных секций Федерального экспертного совета. Кроме того, президиуму ФЭС предстоит принимать решения о начале проведения апробации учебников для последующего присвоения им грифа «Рекомендовано...».

Надежда ГАБРУСЕВА,
руководитель Департамента экспертизы учебных изданий
Государственного учреждения – Республиканского центра
экспертизы мультимедиа и телекоммуникаций
в образовании МО РФ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru