РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Семейное чтение
Н.О.ЗИНОВЬЕВА,
Н.Ф.МИХАЙЛОВА
ПСИХОЛОГИЯ
И ПСИХОТЕРАПИЯ НАСИЛИЯ.
Ребенок в кризисной ситуации
Санкт-Петербург, “Речь”, 2003
В книге Н.О.Зиновьевой и Н.Ф.Михайловой
рассказывается об особенностях стрессовых
расстройств и психологических травм у детей,
подвергшихся насилию (эмоциональному,
психологическому, физическому, насилию в
школе...). «Пережитое в детстве насилие нередко
приводит и к отдаленным последствиям, оказывает
влияние на всю дальнейшую жизнь... Ребенок –
жертва эмоционального насилия растет со знанием
того, что он плохой и несостоятельный во всем. А
ребенок – жертва психологического насилия
вырастает зависимой личностью с “убитой
душой”».
Эта книга – нелегкое чтение, но в обыденной жизни
многие родители и учителя, сами того не замечая,
увеличивают влияние факторов риска, ведущих к
эмоциональному или психологическому насилию над
детьми. Например, постоянные переживания
отрицательных эмоций из-за конфликтов и ссор в
семье приводят к тому, что чувства ребенка
“замораживаются”. Привыкнув к постоянным
окрикам: “Не реви!”, “А ну, потише!”, “Отстань,
не мешай!”, ребенок перестает делиться горем или
радостью, успехами, наблюдениями. «Родители и
учителя должны знать, какие “воспитательные
воздействия” ведут к развитию травмированной
личности, отслеживать в себе тот момент, когда
воспитание переходит на рельсы “отравляющей
педагогики”». “Отравляющая педагогика” имеет
свои “правила”, формирующие очень опасные для
детей установки: “родители – хозяева ребенка”,
“если родители сердятся – виноват ребенок”,
“ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем
лучше”.
Во второй части книги “Психология и
психотерапия насилия” рассказывается о
различных направлениях и методах, которые
используются в работе с детьми, подвергающимися
насилию. Это и психоаналитическое
консультирование, и игровые
психотерапевтические методы. Самое сложное –
установить контакт с ребенком, ведь он скорее
всего будет постоянно проверять адекватными и
неадекватными способами, насколько взрослый
действительно о нем заботится. А основные усилия
взрослого должны быть направлены на преодоление
у ребенка, пережившего насилие, чувства
собственной неполноценности, ущербности,
чувства вины. Нельзя застревать в прошлом, в
травматической ситуации насилия. Поэтому важно
подвести ребенка к пониманию того, что забыть
происшедшее нельзя, но жить с этим в новом
качестве можно.
Н.О.Зиновьева и Н.Ф.Михайлова пишут: “В игровых
методах надо делать акцент на сильных качествах
характера, которые проявляет ребенок, и на его
позитивных установках, которые помогают в
трудных ситуациях”. В книге рассказывается, как
научить ребенка принимать собственную
внешность, как осознать свои негативные и
позитивные эмоции, как с помощью игры дать
почувствовать ребенку, что он совершенно
свободен в выражении своих чувств и мыслей. Надо
постоянно демонстрировать глубокое уважение к
стремлению ребенка решить свои проблемы”.
В книге подробно рассказывается о методах
“отыгрывания” травматических ситуаций с
помощью игр с пластилином и с куклами, с помощью
рисования и рассказывания историй, о песочной
терапии и ролевых играх.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|