Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Все о городе Кронштадт

Кронштадт – город непуганых людей. Только побывав в Кронштадте, понимаешь, насколько недоверчивы и напряжены граждане, населяющие наше государство. А там своего рода заповедник. Вероятно, потому, что до недавних пор Кронштадт был городом закрытым. Городом, где все всех знают и где чужих не может быть вообще.
Если подойдешь к кронштадтцу, чтобы задать ему какой-нибудь вопрос, он остановится и станет на тебя приветливо, доверчиво смотреть. Без опасения во взгляде. Без малейшей мысли, что ты его можешь обидеть. Тут никто и никого не обижает. Но в то же время без искусственной улыбки. Приветливость кронштадтцев искренняя, от души.
Практически во всех российских городах человек с большим фотоаппаратом вызывает нездоровый интерес. На него пялятся. Ему иной раз задают дурацкие вопросы. Пытаются откуда-то прогнать, что-нибудь запретить фотографировать. Здесь этого нет. Разве что иной раз посмотрят мило, кротко и опять-таки приветливо. Ну интересно все-таки – человек с фотоаппаратом.
Фотографирую памятник. Рядышком кронштадтский обыватель косит электрической косилкой траву. Прервал свою работу и идет ко мне. Ну, думаю, сейчас скажет, что объект тут запрещенный, что адмиралтейство рядом.
– А можно вы меня сфотографируете?
– Ну конечно, можно.
– А я вот тут траву кошу. Все-таки скоро трехсотлетие Кронштадта. Нужно же город приводить в порядок.
Просто сказочный остров какой-то.
В другой раз стою фотографирую кронштадтский рейд. На рейде корабли, в том числе военные. Конечно, никаких секретов с берега не разглядеть. Но все равно в подобных случаях, как правило, интересуются, требуют документы. Вижу каким-то боковым зрением – действительно, ко мне подходит человек в военной форме, останавливается. Поворачиваюсь, спрашиваю:
– Что, разве здесь фотографировать нельзя?
– Да нет, ну что вы! Можно!
Тут до меня доходит, что военнослужащий остановился для того, чтобы мне не помешать. Вот подождет, пока я наконец
на кнопочку нажму – и дальше двинется.

Книги

В.Я.Крестьянинов.
Кронштадт. Крепость, город, порт
СПб.: Остров, 2002

“Выезд за город через Кронштадтские и Цитадельские ворота был по специальным пропускам. Чтобы выехать на кладбище, требовался пропуск. Свободный выход был один день в году – на Троицу. Один из ветеранов флота рассказал историю своей женитьбы в эти (1950-е. – А.М.) годы. Он служил лейтенантом в Кронштадте, невеста заканчивала институт в одном из отдаленных городов Союза. Чтобы зарегистрировать брак, она приехала в Ленинград, но пропуск на въезд в Кронштадт получить не смогла – не являлась членом семьи военнослужащего или жителем города-крепости. Тогда лейтенант записался на прием к помощнику коменданта по гражданской части и был принят адмиралом К. Доводы молодого офицера убедительными признаны не были. Адмирал заявил: “Вот поженитесь, тогда пожалуйста, пусть приезжает”. Лейтенант с невестой пошли в ЗАГС в Ленинграде. Высокомерная женщина-чиновник принимать заявление наотрез отказалась: “Где прописаны, там и женитесь!”. Разорвать заколдованный круг законным образом было невозможно. Способ, каким это было сделано, составляет семейную тайну бывшего лейтенанта”.
Книга В.Крестьянинова – исследование истории Кронштадта. Существует в нескольких изданиях. Те, что подешевле, являются библиографической редкостью. Подороже – доступны вполне.

В.Ф.Ткаченко.
Ключ от Северных ворот
СПб., 1999

“Зимой нового 1898 года на форту “А”, который фортом пока был только на бумаге, продолжались работы по установке ряжей и забивке шунтовых свай. Поскольку в прошлом 1897 году установили ряжи горжевого волнолома и ряжи под набережную, домики на сваях в какой-то мере были защищены от особо сильных штормов при западных ветрах. Фактически очертания острова уже появились, оставалось совсем немного – установить ряжи под исходящие углы, и можно насыпать остров.
Новый год встречали весело, к тому времени гражданин города Санкт-Петербурга Ефимов открыл на форту чайную, где и шло основное веселье”.
Владимир Ткаченко – комендант форта “Тотлебен”, располагающегося на северо-востоке от Кронштадта. Истории этого маленького мира и посвящен труд энтузиаста-коменданта.

Мнения

“Военный порт по заложению и нынешнему состоянию оного чрезвычайно достопамятен и удовлетворяет всех, в великом числе для осматривания сюда приходящих чужих. Он болверками (бастионами. – А.М.) и т.п. укреплен и содержит славный канал Петра Великого и корабельные доки… При устье канала находятся две пирамиды с надписями на сие великое творение. Оный выложен плитами, имеет 1050 сажен в длину, на дне 60, на вверьху 109 сажен ширины, 24 сажени глубины, и простирается таким образом на 258 сажен в море.
Подле канала находятся доки, в коих 10 и более кораблей вдруг починивать можно. Для впускания и выпускания кораблей имеются при оных шлюзы. Вытягивание воды вокруг поставленных кораблей производилось помощию насосов, приводимых ветром в движение; ныне же чинится оное большою английскою огненною машиною гораздо спорее и легче. Высосанная вода втекает в большой, плитами выложенный водоем”.

И.Г.Георги, этнограф, конец XVIII века

“Не ошибаясь можно сказать, что нет ни одного города в Российской империи и даже в целом мире, который бы находился в таком странном положении относительно таможенного надзора, как Кронштадт. Всем и каждому из живущих в Кронштадте известно, что при выходе на берег где бы то ни было, вас и вещи ваши осматривают таможенные чины весьма тщательно; ежели через час вздумаете выехать, то опять подвергнетесь такому же осмотру.

Газета “Кронштадтский вестник”, 1866 год

“Приехавшего в Кронштадт прежде всего поражали порядок, чистота, тишина и подтянутость во всем. Город-крепость и военный порт – вот что сразу давало себя почувствовать, как только гость вступал с парохода на пристань. Поэтому – масса моряков и крепостных артиллеристов.
Многие моряки бывали в заграничных плаваниях, видели иностранные города и порядки в них, и естественно, что они старались перенести в Кронштадт то, что им приглянулось.
Во многом порядок выгодно отличался в наше время от петербургского. В то время, как в столице ни в садах, ни на улицах не было урн для мусора, в Кронштадте вы могли увидеть на улицах мусорные ящики…
Ни в одном городе мира не было таких мостовых, как в Кронштадте, правда, не на всех улицах. Читатель с трудом поверит, что некоторые улицы были вымощены чугунными пустотелыми торцами, засыпанными щебнем и песком, что применялось в Лондоне и Петербурге в виде опыта, не получившего распространения. Такими же чугунными торцами были замощены заводские дворы и подъезды к складам и мастерским”.

Д.А.Засосов, В.И.Пызин, мемуаристы, о Кронштадте рубежа XIX–XX столетий.

Летопись

1704 – на балтийском острове Котлин заложена крепость Кроншлот (Коронный или Королевский замок).
1715 – крепость реконструирована.
1719 – заложен уникальный док для строительства, ремонта и вооружения военных судов.
1723 – Кроншлот переименован в Кронштадт (Коронный или Королевский город).
1724 – на Макаровской улице закончено строительство Итальянского дворца и дворца фельдмаршала Миниха.
1803 – в Кронштадте вступил в действие деревянный водопровод, один из первых в России.
1806 – сооружен Андреевский собор.
1807 – в Кронштадте разбит Летний сад.
1824 – Кронштадт терпит бедствие от наводнения.
1834 – закончено строительство кронштадтского Арсенала.
1840 – рядышком с Синим мостом установлен футшток.
1841 – на Плацпарадной площади открыт памятник Петру Первому.
1886 – на Макаровской улице открыт памятник Пахтусову.
1870 – на Екатерининской улице установлен памятник Беллинсгаузену.
1899 – на форте “Император Александр I” оборудуют медицинскую лабораторию по изучению бубонной чумы и способов борьбы с нею. Форт получает второе название – “Чумной”.
1903 – на Якорной площади заложен Морской собор.
1913 – на Якорной площади открыт памятник адмиралу Макарову.
2000 – Кронштадт официально стал открытым городом.

Музеи

“Кронштадтская крепость”
Якорная площадь, 2

Этот музей – самый крупный, самый посещаемый и самый увлекательный в Кронштадте. Но не менее занятен сам Морской собор, в котором музей располагается.
Идея постройки Морского собора возникла в 1896 году. Еще до появления чертежей была определена его концепция: “Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота”, – сообщал соответствующий документ.
Так что функции музея изначально были свойственны собору. Автором проекта храма в результате долгих выборов стал архитектор В.А.Косяков, и в 1913 году Морской собор был освящен.
Храмы Кронштадта – отдельная тема. Мемуаристы Засосов и Пызин писали: “В этом небольшом городе-крепости поражало множество храмов различных культов. Прежде всего знаменитый Андреевский собор известного архитектора Захарова (не сохранился), Морской собор – изумительное сооружение по проекту академика Косякова, напоминающее храм Святой Софии в Константинополе, не говоря о многочисленных других церквах, каменных и деревянных. Была даже отдельная деревянная церковь Общества трезвости с открытой звонницей. По утрам эти небольшие деревянные церквушки весело звонили... Около Морского собора был врыт в землю гранитный столб с бронзовой доской, на которой было написано, что на этом месте при закладке собора стояла царская фамилия”.
Естественно, подобное внимание льстило кронштадтцам и прибавляло статусности самому собору. Один из современников писал: “День 8 мая 1903 года был счастливейшим днем для всех нас, жителей Кронштадта, имевших полную возможность близко видеть и приветствовать возлюбленного монарха то на месте закладки нового храма, то в Андреевском соборе, то прямо на улицах города”.
В 1929 году собор закрыли, колокола сняли, а на крыше порешили установить фигуру Ленина: “Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих”.
Но храм так и не увенчали статуей, зато в нем был открыт клуб имени Максима Горького, вследствие чего кронштадтцы стали называть Морской собор “Максимкой”.
Некоторые старожилы пользуются этим именем и по сей день.
КСТАТИ, музей “Кронштадтская крепость” был основан в 1953 году.

Мемориальный музей
Иоанна Кронштадтского
Посадская улица, 21

Отыскать этот музей непросто. Вывески тут нет. Нужно расспрашивать прохожих, среди которых далеко не каждый знает о существовании подобного культурного учреждения. В конце концов оказывается, что следует войти в простой жилой подъезд, подняться на второй этаж и открыть дверь с неброской табличкой. За дверью посетителю предложат снять обувь, при желании, надеть на ноги тапочки и приступят к рассказу о редких достоинствах отца Иоанна Кронштадтского (правда, о недостатках не скажут ни слова).
Главное, что есть в этом музее – воссозданная обстановка обиталища известного священника. Правда, воссоздана она только частично – полностью откупить квартиру отца Иоанна только еще предстоит. О том, что было здесь столетие назад, можно судить по мемуарам. Вот, к примеру, заметки одного из гостей Иоанна Кронштадтского: “Квартира о.Иоанна помещалась во втором этаже. Первая комната, в которую я вступил, была кухня. Из нее дверь вела в столовую, небольшую комнату с обеденным столом посередине и большими киотами с иконами и зажженными лампадами в двух углах. По стенам стояли стулья различной формы без всякой выдержки не только в стиле, но даже и в цвете. Тут же стоял крашеный шкап для одежды. Стол был покрыт белою скатертью. Из столовой еще две двери вели в две соседние комнаты, но внутренность этих комнат не была видна. В общем обстановка напоминала помещение небогатого сельского священника: все было просто, без каких бы то ни было претензий на комфорт, но в то же время здесь веяло теплом и уютностью”.
Впрочем, перед домом было менее уютно. Тот же мемуарист вспоминал: “Около церковного дома, где жил о.Иоанн, двигались толпы народа. Мы узнали, что его ждут с часу на час, и мы примкнули к ожидавшим. Состав толпы был самый разнообразный: тут были и по-праздничному одетые рабочие, пощелкивавшие семечки, более и менее веселые и жизнерадостные; эти держали себя “как дома” – хозяевами положения”.
Но сегодня о былом ажиотаже не напоминает ничего.
КСТАТИ, за посещение музея денег не берут.

ИНТЕРНЕТ

http://www.vp.ru/history/index.phtml?menu=kronstadt&path=index.htm

“Строительство канала для ввода судов в док было начато в 1710 году. Главный надзор за строительством канала вел сенатор М.М.Самарин, в чьем распоряжении находился капитан Эдуард Лейн, которому, в свою очередь, были подчинены комиссары, присланные от губерний и руководившие отдельными участками строительства.
Сохранились документы за подписью Петра I, из которых видно, как он вникал в большие и малые дела, как его беспокоило качество выполняемых работ: “Каменные стены, которые заложены в канале солдатской работы же, доделывать, как надлежит, в совершенстве, и потом закладывать фундамент, а стены выкладывать в настоящих саженях, насколько можно плитов в камне справится”. Петр I давал точные указания об устройстве плотин, об отливе воды и т.п.
После смерти Петра работы по устройству сухого дока и канала остановились. Продолжать работы в 1732 году был назначен инженер-генерал И. фон Люберас, который и закончил это сложное техническое сооружение.
Стены канала облицовывались плитняком, не очень прочным в условиях постоянного изменения уровня воды. Позднее известняковую плиту частично заменили гранитом, или, как тогда говорили, “диким камнем”. Принцип устройства дока был следующим: по каналу судно, требующее ремонта, проходило в док, закрывались шлюзы в сторону канала, и вода из дока по искусственно вырытой протоке запускалась в бассейн.
Бассейн и протока были вырыты ниже уровня воды в заливе. Воду из бассейна выкачивали первоначально при помощи ветряных мельниц. Затем в 1777 году для выкачки воды была установлена первая в России паровая машина, привезенная из Шотландии.
Для установки этой машины на берегу бассейна построили специальное здание. Стены бассейна облицевали гранитными валунами. Это одно из самых примечательных мест Кронштадта.
Док был закончен строительством и открыт 30 июня 1752 года и получил название Петровского”.
Весьма подробная и обстоятельная история Кронштадта и кронштадтских достопримечательностей. У сайта, пожалуй, один недостаток – маловато занятных историй.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru