Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

За журнальным столом

ПЕДАГОГИКА.
№ 6, 2003


В системе высшего педагогического образования в Англии за последние годы произошли значительные изменения. Прежде всего по-новому звучит основная цель профессионально-педагогической подготовки учителя: сформировать педагога-исследователя, мыслящего практика, обладающего профессионализмом и компетентностью. В связи с этим в Англии пересматривается содержание педагогического образования, разрабатываются новые учебные планы, корректируются программы по предметам психолого-педагогического цикла.
В Англии разработан Государственный учебный план, в соответствии с которым учреждениям высшего педагогического образования было предложено пересмотреть свои учебные планы и выработать более строгий подход к процессу преподавания.
Государственный учебный план педагогического образования структурирован по основным ступеням обучения. Он включает в себя государственные и негосударственные элементы. К первым относятся:
– «корневые» предметы – английский язык, математика, предметы естественно-научного цикла, технология;
– базовые предметы – история, география, музыка, ИЗО, физическая культура, современные иностранные языки для учеников средней школы;
– религиозное образование.
Общекультурный блок мировоззренческого характера, призванный обеспечить гуманитарную направленность всего процесса обучения и «пронизывающий» все дисциплины учебного плана, включает в себя экологическое, медицинское, гражданское, профессиональное образование и основы профориентации.
Для высококвалифицированных учителей в Англии предлагают ввести новую должность – учитель-мастер. На такую должность смогут претендовать учителя, обладающие глубокими психолого-педагогическими и предметными знаниями, развитыми творческими способностями. Чтобы более активно вовлекать учителя-мастера в процесс подготовки педагогических кадров, его можно будет включать в коллективы преподавателей высших образовательных учреждений.
Следует отметить, что глобальная компьютеризация западных стран привела к тому, что в подготовке учителей приоритет стал отдаваться именно техническим источникам информации: компьютеру, телефаксу, спутниковому телевидению и т.п. Разнообразие источников информации позволяет английским учителям оперативно и быстро находить нужные данные и эффективно использовать их как на уроках, так и для самообразования. Главной целью обучения работе с информационными и коммуникативными технологиями является обеспечение учителя необходимыми знаниями, умениями и пониманием того, как, когда надо и когда не надо их использовать. Применение новых технологий стимулирует профессиональный рост учителя, расширяет его общеобразовательный кругозор, повышает психолого-педагогическую и предметную компетентность.
Новые стандарты образования в Англии отражают знания, умения, навыки и способности, которых требует профессия педагога и реформируемая английская школа в XXI веке.
(“Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии». Г.А.Андреева).

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ.
№ 1, 2003


Успех в учении необходим. Однако нужно учитывать, что успех сугубо индивидуален, значимость же его пока определяется общими нормами, установленными заранее: школьник каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, требует от неуспевающего ученика более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности. Поэтому его достижения должны быть оценены как более значимые. На практике же учителя всем ставят одинаковые отметки за хорошо выполненное задание, сводя усилия учеников до одного уровня.
Ситуация успеха в учебной деятельности создается педагогом (или психологом). Как показала практика, в силу индивидуальных различий ученики по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации успеха. Для некоторых школьников она должна быть повторена неоднократно – до тех пор, пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только
от итогов деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.
Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для школьников. При этом забывается основной признак педагогических технологий – двусторонний характер процесса познания. Конечно, начинает учитель, но обязательно должен наступить такой момент, когда и ученики будут стараться создать (вернуть) ситуацию (чувство) успеха своему педагогу.
Вспомните, создавали ли вам ситуацию успеха ваши ученики?
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха?
Могут ли ваши коллеги помочь вам в создании ситуации успеха?
Что вы сами можете сделать для создания ситуации успеха у ваших коллег?
И… проведите в вашей школе методический семинар на тему «Ситуация успеха в учении – для всех».
(«О ситуации успеха в учебной деятельности». Е.В.Коротаева, Екатеринбург).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РАН.
Т. 24, № 5, 2003.
Сентябрь – октябрь


Вся традиционная практика обучения и воспитания направлена на приобщение развивающегося человека к значениям, но подлинным регулятором является не значение. А.Н.Леонтьев писал: «Можно понимать, владеть значением, знать значение, но оно будет недостаточно регулировать, управлять жизненными процессами: самый сильный регулятор – личностный смысл». При этом, по А.Н.Леонтьеву, под личностным смыслом, в частности, понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или состояния, оказавшегося в поле действия ведущего мотива.
Преподаватель руководствуется учебной программой, которая, по сути, состоит из простых «категорий знания». Почти все время учителя уходит на то, чтобы сообщить фактическую информацию и оценивать достижения учеников. И остается очень мало времени, чтобы превратить «категории знания» в «категории значимости». В результате закономерным становится отчуждение личности ученика от изучаемого материала.
В последнее время часто стали говорить о межпредметных связях, об интегрированном обучении. Пожалуй, не менее важной является значимость изучаемых дисциплин – для становления личности человека, для развития его профессиональной мотивации.
Какое бы значение ни придавал учитель изучению своего предмета, ему необходимо прежде всего исходить из того, какой смысл имеет изучение данного предмета для ученика, для развития его личности. Переживание значимости содержания и методов учебного процесса в свою очередь является важным фактором, обусловливающим принятие и эффективное усвоение изучаемого материала и выполненных заданий.
(«Опросник значимости учебных предметов». Т.Д.Дубовицкая).

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА.
№ 2, 2003


Никто не против школьных Республик и Президентов. Среди них бывают грамотно организованные структуры ученического самоуправления. Можно признать эти действия как вариант деловой игры. В последнее время телевидение дает сюжеты о детских правительствах. Их, как правило, готовят журналисты, а не педагоги. Это открытая подготовка новой политической элиты. Никто не возражает против таких сюжетов.
Речь идет о другом. Эти новые явления надо глубоко, профессионально готовить и исследовать. Не стоит выдавать априори восторги по поводу того, как легко и гениально наши дети могут руководить школой или страной. Не надо насаждать профанацию.
Многие школы, занимаясь формотворчеством, испытывают немалые трудности в поисках новых видов деятельности.
Но если творческая фантазия ограничена, то возникает соблазн переноса чужого опыта, особенно из передач на телевидении. Однако здесь очень важно учитывать специфику именно школьного воспитания. А этого, к сожалению, не происходит. Например, весьма проблематично использование передач,
где преобладает безудержное развлечение (молодежные шоу)
или погоня за деньгами в условиях острой индивидуальной конкуренции. Кроме того, нельзя не учитывать, что природа телевидения слабо соотносится с природой воспитательного коллектива.
Всякая новизна содержит в себе некий отрицательный заряд по отношению к старому. В порыве инновационного энтузиазма люди легко отказываются от прошлого только потому, что оно прошлое. Для многих из них старое и устаревшее – синонимы, а новое – это то, что совершеннее, полезнее старого. Но ведь это еще надо доказать на деле. Однако большинство педагогических новаций никто не собирается доказывать. Их принимают только
за предполагаемую пользу и подгоняют реальную жизнь под эти ожидаемые результаты. Все это происходит со многими социальными процессами, развивающимися с такой скоростью, что люди не успевают анализировать, исследовать новую реальность. Вместе с тем новым может стать и открытие из далекого прошлого. Новое и старое вообще иногда переходят друг в друга.
Взрослые любят переносить свои проблемы, опыт, оценки
на детскую жизнь. То же самое происходит и в школе. Исходя
из этого, немало родителей и молодых учителей считают,
что коллектив их ребятам не нужен. Это суждение ошибочно
и безграмотно. Коллектив дает юному человеку опыт социального взаимодействия, опыт проживания среди людей. Без этого не может быть полноценного развития.
(«Школьное воспитание в новых условиях». В.А.Караковский).

УЧИТЕЛЬ.
№ 2, 2003

Каждый человек, в том числе и такое пластическое существо, как ребенок, стремится не допустить чьих-либо попыток изменить стабильную, устойчивую основу своей психики. Поэтому не надо говорить и напоминать ребятам, что их воспитывают или что они должны воспитываться. Без такого назойливого рекламирования процесс воспитания не встречает дополнительного сопротивления и идет эффективнее.
Авторитарное подавление воли детей в школе и в семье наблюдается не так уж и редко. Оно совершенно недопустимо. И если такое подавление осуществляется под флагом «воспитания в коллективе», то никакого отношения к истинному воспитанию в коллективе это подавление не имеет. Нельзя называть коллективом неправильно организованную группу детей, которая используется недальновидными или слабо подготовленными педагогами как полицейское средство. В таком случае правильнее говорить не о коллективном, а о казарменном «воспитании».
Более модно стало говорить не о коллективе, а о «педагогических системах», о социальном пространстве, на крайний случай – просто о детских группах. Но ведь настоящий детский коллектив как раз и есть группа, но только группа высшего порядка, особая психологическая общность, наиболее приспособленная именно к воспитанию детей. Распространившееся в школе и педагогике крайнее увлечение личностью в ущерб детской группе и коллективу нанесло тяжелый удар школьному воспитанию. От такой крайности пострадали больше всего именно личности школьников.
(«Прагматические раздумья». И.Гликман).

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ.
№ 6, 2003


В школе «Эврика» города Олёкминска в Якутии разработана и внедряется программа формирования ключевых компетенций школьников. Идея программы – привить школьникам при помощи метода проектов навыки самостоятельной образовательной деятельности.
Программа предполагает перевод преподавания некоторых тем по предметам, имеющим общие смысловые грани, на проектную основу. Например, при изучении в курсе истории средних веков в 6 классе темы «Географические открытия» целесообразно организовать проект, объединяющий историю, географию, литературу, иностранный язык, изобразительное искусство и труд.
Предпринимаемые ранее попытки организации проектов в школе носили ситуативный характер. Задача педагогического коллектива школы «Эврика» – создать стабильную систему проектной деятельности. Это даст возможность не столько учить школьников, сколько помогать учиться, находить личностный смысл, приобретать новые знания и жизненно важные компетенции.
Целью программы является формирование компетенций
не только ученика, но и учителя. Учитель тоже должен повышать свою компетентность – в создании образовательной среды,
в освоении демократических способов управления деятельностью учеников, в организации независимых и совместных занятий, ролевых игр, дискуссий, мозгового штурма.
Критерием в оценке деятельности учителя выступают: разнообразие применяемых методов и форм организации деятельности учеников, реальные результаты, достигнутые ими. Критерием же оценки результатов школьников служат уровни развития тех или иных компетенций: умение использовать различные источники информации, владение методами исследования и обработки полученной информации, коммуникативные и адаптивные качества, умение составлять и реализовывать планы и т.п.
Тематика проектов довольно широка, все они интегрируют несколько учебных дисциплин (при доминировании отдельных предметов) и, как правило, требуют умения пользоваться компьютерными технологиями и знания английского языка.
Каковы же промежуточные результаты? Удивляет богатство детской фантазии – ученики помимо докладов, рефератов, выдвижения и обоснования гипотез представляют к защите творческие работы: сборники сказок, задачники, разработанные ими игры, мини-спектакли. Явно видны личностные изменения, рост каждого, причем полученные навыки, привычку работать самостоятельно дети переносят и на традиционные уроки. Одним из наиболее впечатляющих результатов являются те открытия в учениках, которые учителя никогда бы не сделали на традиционных уроках: «средние» ученики становились лидерами, застенчивые – авторитетными знатоками, «неудачники» – уверенными в успехе.
Следует отметить и проблемы: довольно сложно построить проект так, чтобы каждый нашел в нем личностно-значимую для себя цель; ход проекта часто непредсказуем, а необходимо помнить все-таки о том, что есть стандарт; не всегда продолжительность проекта укладывается в первоначально запланированные сроки.
Есть еще один аспект проектного метода – валеологический. Образовательный процесс перестает быть постоянным «сидением за партой», в живой дискуссии, при необходимости передвижения по классу или кабинету повышается двигательная активность детей, возникает возможность общения, творчества, самовыражения, формирования характера.
(«Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. О.Евстафеева, Н.Кучменко).

МИР ПСИХОЛОГИИ.
Научно-методический журнал. № 2, апрель – июнь 2003


Одна и та же фраза, произнесенная с различной интонацией, может выражать совершенно разные эмоции, неодинаковое отношение говорящего к одному и тому же объекту. Примеры, меняющие смысл фраз с одинаковой лексической и синтаксической наполненностью при произнесении их с разной интонацией, широко известны. Иногда разное интонационное оформление фразы приводит к изменению не только значения сказанного, но и статуса языковой единицы. Например, вот еще (добавление) и вот еще! (отрицание).
Вследствие того что большое количество фразеологических единиц русского языка имеет свободные структуры – прототипы, без понимания их интонационного своеобразия невозможно проследить, как устраняется двусмысленность в восприятии разных по своей сущности фразеологических единиц и словосочетаний. Разнообразие фразеологических единиц русского языка по форме и содержанию, по их связям и отношениям со словами в потоке речи обусловливает способность интонации выполнять смыслоотличительную функцию: старый пень – интонация неодобрения (о человеке) и старый пень – обычный тон (о находке в лесу); скажи, пожалуйста – спокойная просьба и скажи пожалуйста – ирония с экспрессией.
Исследования роли интонации в выражении эмоционально-экспрессивных оттенков фразеологических единиц показали:
– резкое повышение голоса характерно для эмоций неодобрения, неудовольствия, одобрения, восторга;
– равномерное, нерезкое повышение голоса – для эмоций восхищения, удивления, разочарования.
При этом быстрый темп речи используется, как правило, при выражении неодобрения, неудовольствия, восторга, а медленный темп – при выражении восхищения, разочарования, удивления.
Полученные данные о характеристиках интонации, о ее роли в выражении эмоционально-экспрессивных оттенков свидетельствуют о более сложном смысловом содержании и более глубоком значении интонации в построении отношений между собеседниками, чем ей реально придается в построении общения. При этом смыслоотличительные функции интонации не могут быть рассмотрены в отрыве от воспринимающего субъекта, она «замыкается» на личности.
Только понимание речевой связи собеседников и умение «слышать» смысловые и эмоциональные особенности интонации каждого из них раскрывает всю глубину действенности феномена интонации.
(«Интонация как особая единица в смысловом и эмоциональном поле общения». Н.В.Курникова).

МИР ОБРАЗОВАНИЯ – ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ.
Научно-методический журнал. № 2, 2003


Научные объяснения природы эстетики педагогической деятельности только объективно-физическим толкованием истории культуры в принципе устарели (как и формационный
и цивилизационный подходы в оценке природы творческой одаренности). Как иначе объяснить то, что, испытывая финансовые трудности, бытовую неустроенность в начале уже нового века, подлинные художники – педагоги-энтузиасты продолжают в условиях воинствующей коммерциализации и искусства, и образования беззаветно и даже фанатично творить, отдавая душу и сердце бесчисленным, не всегда даже и в перспективе благодарным им за это воспитанникам?
При современных кризисных явлениях в экономике, политике, культуре, образовании и у нас в стране, и повсюду в мире правильное понимание ценностей педагогики надо связывать с возможностями учителя и ученика не только творчески самовыражаться, но и одновременно «выживать» – принципиально «выживать» в любых общественно-образовательных условиях, универсально сохраняя собственную художественную уникальность.
Парадокс, но при этом пресловутые прагматично-материальные проблемы, случается, отступают на задний план или решаются как бы «сами собой» – лишь бы был сохранен дух истинно человеческого призвания Учителя – Творца.
Место эстетики педагогической деятельности в современной школе определяется значимостью мировоззренческой эволюции и учителя, и школьника, развивающего, гармонически разностороннего процесса самосовершенствования. Это значит, что эстетическое отношение является необходимым педагогическим инструментарием естественного разрешения непосредственно несовместимых проблем мировосприятия ученика (природного – социального, случайного – необходимого, обычного – фантастического). В эстетическом отношении к педагогической деятельности осуществляется «снятие» обыденного, эмпирического восприятия действительности.
Главная особенность эстетики педагогической деятельности заключается в том, что отношение учеников и учителя к явлениям (прекрасного и безобразного) в жизни выступает в форме непосредственного духовно-нравственного переживания и ни в каком другом виде существовать не может.
(«Дар и Крест одновременно: полемические раздумья об эстетике педагогической деятельности». А.Ю.Гончарук).

По материалам Государственной научно-педагогической
библиотеки им. К.Д.Ушинского
Обзор подготовил Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru