ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Осторожно: аттестация!
Это почти всегда тяжелая схватка между
теми, кто проверяет, и теми, кого проверяют. Но
что, если учитель будет вести себя не как воин, а
как дипломат?
Процедура аттестации часто напоминает
задушевную беседу удава и кролика. Кролик уже
несколько недель как забросил всяческую
педагогику и нормальное общение с детьми, а
готовил их исключительно к диктанту (открытому
уроку, тестам, изложению...); снял все рабочие
наглядные материалы и развесил те, что положено,
– он обречен отчитываться и оправдываться, он
вечно должен. Но хороший педагог стремится
превратить любую ситуацию в образовательную.
Каким может быть разговор учителя с чиновником?
Об этом рассказ Валентины ХОРОШ, которая вместе с
коллегами из методической службы
Петрозаводского дворца творчества придумала и
опробовала стратегию поведения педагога во
время аттестации.
Главное – в период подготовки к аттестации
помочь учителю осмыслить его профессиональную
деятельность; понять, что он считает своими
достижениями, какие проблемы еще не решены, какие
идеи или технологии в его деле перспективны, как
он осознает характер взаимоотношений с детьми.
А для этого надо помочь педагогу развить
рефлексивные способности, овладеть культурой
диалога, чтобы он чувствовал себя в любой
ситуации самостоятельным, уверенным в своих
силах. Для этого мы сами учились быть
равноправными собеседниками, партнерами. В нашей
методической службе произошли изменения: теперь
мы старались избегать прямых методических
советов и рекомендаций и приобретали опыт
диалогического общения.
Когда педагоги приходили к нам накануне
аттестации и говорили, что просто боятся и не
знают, как лучше доказать, что работают хорошо, мы
прежде всего говорили, что каждый из них
талантлив. Ведь дети приходят в кружок
добровольно и с удовольствием. Это ли не
свидетельство того, что педагог хороший? Только
надо научиться об этом рассказать другим.
И заранее, задолго до аттестации. В диалоге с
коллегами каждый учитель старался осмыслить и
сформулировать, что же такое замечательное и
уникальное он делает на своих занятиях. После
разговора педагог записывал свои размышления,
сам редактировал текст и с ним уже шел на
аттестацию.
Во Дворце творчества появилась своя
издательская служба, и педагоги стали
публиковать свои размышления в вестнике
«Диалог». Появились авторские образовательные
программы. Педагоги смелее проявляли
самостоятельность и творчество, увереннее
выходили на новый этап аттестации.
Мы говорили коллегам: вы идете не отчитываться, а
поделиться своими знаниями. Человек ощущал себя
в совершенно иной позиции, у него менялись взгляд,
поведение, интонации. Наша аттестация стала, по
сути, и своеобразным семинаром для управленцев:
они с интересом слушали, что происходит в
современной педагогике.
Многие же неприятности во время проверок
происходят от того, что учитель сам привычно
играет объективную роль, тем самым
«подставляясь» под критику и высокомерные
замечания.
Искусство общения в такие моменты состоит в том,
чтобы сохранять самостоятельность в разговоре с
управленцем. Как стать равноправным с чиновником
и предложить ему равноправные отношения – это
довольно важная часть образования педагога.
Учитель, самостоятельно мыслящий, умеющий
свободно выражать свои мысли, уважающий партнера
в диалоге, способен влиять на ход разговора.
Такой учитель, кстати, и с детьми будет вести себя
как равноправный партнер. Ведь педагог,
униженный вышестоящими начальниками, может
поддаться искушению и злоупотреблять своей
властью над детьми. Тот же, кто почувствовал вкус
диалоговых, равноправных отношений, будет ценить
их и в классе с учениками. Такое общение
неизбежно обогащает обе стороны – педагога и
управленца, учителя и ученика.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|