КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
МОНТАЖ
Неисчезающая Атлантида
О русском человеке на ее пространстве
– новая книга Олега Павлова
Пространства существуют у Олега Павлова
в неуловимой и неимоверной связи с потерявшимися
в них людьми. В этих измерениях общество кажется
вторичной или промежуточной константой. В
«Степной книге» – одна материя и единый, но
немонотонный пейзаж. Степь и человек обусловлены
друг другом, и человеческий беспредел имеет
аналог в степной беспредельности. Такова
гармония и эстетика Олега Павлова.
«Нищие да бездомные были во все времена и во всех
странах, но если есть пустыни, где невозможно
укорениться даже травиночке и ползает,
извиваясь, зыбучий песок, так и непостижимо,
против всех законов природы мертва, пустынна
наша земля, разъятая на песчинки, блуждающие по
ее просторам. И мы все говорим величественно о
том, как покорялся простор этот громадный
русским человеком, а надо бы вообразить вживую».
Вживую Павлов вспоминает поход купца Хабарова,
отряды которого дошли до Амура, и Чичикова...
«Кромешный сюжет русской жизни не в «мертвых
душах», а в «мертвых землях» – в отчуждении
мертвящем человека от той земли, которая должна
ему быть родной и удабривается-то его потом,
кровью».
Это строки из новой книги Олега Павлова «Русский
человек в ХХ веке», вышедшей только что, этим
летом, в издательстве «Русский путь».
«Вся громадность угнетения человека в России
держалась на чуде избытия человека в громадных
ее просторах. Нет, не тишайшая Среднерусская
возвышенность, но азиатские степи, таежная глушь,
северная мерзлота избывали массы русского
народа. Возможность такого пространственно
неограниченного избытия, передвижки и родила ту
машину управления народом, которая не сравнится
по силе ни с каким угнетением. Управление это до
наших дней состоит из двух механизмов: избытия с
места и закрепощения к месту».
Академик Н.Н.Покровский в своей новой работе
(Н.Н.Покровский, Н.Д.Зольникова.
«Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX
вв. // М., Памятники исторической мысли. 2002)
рассказывает о военной команде прапорщика
Уткина, посланной «в верховья рек Ульбы и Убы (это
XVIII век, Рудный Алтай) «для сыску и поимки
шатающихся в горах российских людей». Отряд
следовал «через каменистые горы и леса с
трудностию». <...> Он обнаружил несколько
избушек, в которых скрывались беглые. Эти убежища
были расположены верстах в 30 друг от друга, при
некоторых из них уже были посевы, а также амбары
«на столбах». Избушки сожгли, обитателей этих
убежищ арестовали – совсем как в ХХ веке».
Один из таких беглецов – Иван Наумов оказался в
«томских пределах», где «жить было привольно».
Покровский пишет, что на Убе «И.Наумов встретился
с другими такими же беглецами; иные из них уже
имели за плечами первые опыты тайного земледелия
в новых плодородных местах», и старообрядческий
чернец Кузьма организовал между ними систему
взаимопомощи. Историк приводит опись «шкарпа»,
составленную прапорщиком Уткиным перед тем, как
сжечь избушки Ивана Наумова и чернеца Кузьмы.
«“Образ медной адин, лошадь адна, седло русское с
потником адно, котел медной адин, полог адин,
топор адин, зипунов сермяжных два, шуба баранья
адна, рукавицы адне”. Освоение цветущего в
будущем сельскохозяйственного региона
начиналось, как мы видим, с крайней бедности
первых колонистов», – замечает Н.Н.Покровский.
Олег Павлов – уже из ХХ века, из самого конца его
– свидетельствует о себе и своих персонажах:
«Больничный дневник – триста страниц беглых
записей, сделанных наживую без всякой возможной
обработки, притом человеком, сжившимся со шкурой
охранника; а ведь я только сбежал из конвойных
войск, где тоже был охранником. По ощущению это
было так, как если бы я из одной зоны попал в
другую. <...> Это документ, свидетельство о
реальных событиях и в чем-то о реальном дне жизни,
тогда как дном жизни сегодня оказывается всякий
пятачок земной тверди, где люди лишаются опоры в
самих себе и не могут выкарабкаться».
«Из дневника больничного охранника» – это
хроника одной московской больницы, ее приемного
отделения преимущественно. Чеканная формула
опустошающих страну человеческих бедствий.
«Русские письма» – это голос низовой России, хор
бедствий, адресованный А.И.Солженицыну,
«направленный взрыв», как определяет его
О.Павлов. «Уже года два как я пришел к выводу, что
в ближайшие годы нас ожидает добровольный ГУЛАГ
всей страны, когда мы сами устремимся в Сибирь и
на Север на лесоповал...» – пишет один из
безвестных солженицынских корреспондентов.
Однако не все персонажи книги О.Павлова
безвестны и безымянны. Сопоставляя толстовского
Платона Каратаева и Ивана Денисовича Шухова
(А.Солженицын), Павлов сопоставляет их авторов
как собственных персонажей, поскольку с каждым
из них он ведет личный диалог, предмет которого –
русское рабство. Опыт охранника дал ему свое
видение и свои аргументы. Его стремление к
глубине, к основе основ набирает упорства, не
теряя ни обзора, ни вкуса к независимости. Он не
боится учиться, беря в коллеги каждого, чей опыт
расширяет его собственный, сохраняя при этом
достоинство и дистанцию. Погруженность в рабство
и способность это рабство игнорировать
возникают в его образах и рассуждениях как
непостижимый сюжет. Новая книга читается как
предчувствие в нашей литературе или предвестие
большого романа, горизонты которого проступают у
О.Павлова в рельефах и степи, и человеческих
множеств, в бесчисленных изломах человеческого
достоинства, когда его насильственно изживают.
Кем будет написан этот роман, какой тектоникой он
будет исторгнут – откуда нам знать?
Павлов не обозначил жанр своей книги – и
правильно сделал. В каждом его сюжете есть
самодостаточность, но столь же сильна сквозная
тяга к вольным землям иного жанра. Оттого и
читается она как повествование, рожденное
художественной природой автора. Ее эпилог –
«Конец века» – не обнадеживает, но ловит миг
просветления как общий шанс.
«От воды валил столбом пар – и он то пропадал в
нем, то вдруг являлся, так что баба и отмывала его,
ничего в том чаду не видя, только без умолку
горячечно выговариваясь: «Я мужа своего сроду не
мыла, а тебя вон мою... Ну чего ж вам не живется,
заразам, и охота вам ходить-то в г... <...> Баба
стояла с душем в руках, который держала, будто
пожарный шланг, и тушила, где видела, оставшуюся
тлеть грязь. Думая о той грязи, Антонина вдруг
стихла и ослабла, увидав с ног до головы и всего
этого человека. Это был молодой человек, чуть не
мальчик – но измученный и тощий, как старик.
Чесотка сделала его кожу одной темнотой, и только
лицо да руки были режущей белизны, красоты».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|