Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Взгляд экспериментатора

wpe15C.jpg (5268 bytes)
Никольский С.М, Потапов М.К.,
Решетников Н.Н.,  Шевкин А.В.
Алгебра и начала анализа. 10 класс.
(Серия «МГУ – школе»)
М.: Просвещение, 2003

wpe15D.jpg (4466 bytes)
Никольский С.М.,  Потапов М.К.,
Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
Алгебра и начала анализа. 11 класс.
(Серия «МГУ – школе»)
М.: Просвещение, 2003

Учебник «Алгебра и начала анализа» серии «МГУ – школе» (авторы С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин) входит в перечень учебников, используемых при проведении широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования. Поскольку мы знакомы с первыми учебниками этой линии («Арифметика-5»), то наш выбор из перечня учебников, предложенных для работы в экспериментальных классах, пал на учебники для 10-го и 11-го классов того же авторского коллектива.
Эксперимент в нашей школе проходил не вполне гладко. Во-первых, учебники поступили в школу с опозданием на два месяца и в 2002 г., и в 2003 г. – такова ситуация по всей России. Во-вторых, набор учащихся в профильный класс проходил по заявлениям учащихся и их родителей – то есть без конкурсного отбора, поэтому пришлось корректировать тематическое планирование, предложенное авторами, а некоторые дополнительные темы, отмеченные звездочкой, опускать.
В этих условиях оказалось особенно важным, что предложенные нам учебники
двухуровневые, т.е. предназначены как для общеобразовательных классов, так и для профильных классов. Учебники дали возможность организовать дифференцированное обучение, так как учитель может легко варьировать глубину изучения теоретического материала в зависимости от возможностей класса и имеющейся недельной нагрузки (у нас, например, она составляет 5 часов). Поэтому ребята с недостаточной математической подготовкой получили реальную возможность повысить свой уровень знаний, а ученики с хорошей подготовкой – углубить свои знания.
Одна из особенностей учебника состоит в том, что он выстроен линейно: к однажды изученному материалу авторы не возвращаются в теоретическом плане. В теоретической части учебника содержится большое число образцов решения задач по всем темам. Система упражнений строится в соответствии с принципом «от простого к сложному», в ней использованы задачи выпускных школьных экзаменов за последние годы, а также задачи конкурсных экзаменов в различные вузы страны.
Учебник «Алгебра и начала анализа. 10» включает две главы: «Корни, степени, логарифмы» и «Тригонометрические формулы. Тригонометрические функции», а также раздел заданий для повторения. Во втором издании учебника (2003 г.) появилось дополнение – «Элементы теории вероятностей». Содержание учебника позволяет учителю провести качественное повторение материала, изученного в девятилетней школе, подготовить учащихся и к изучению нового материала, и к качественному обучению на подготовительных курсах, которые они посещают в 11 классе, а также организовать целенаправленную подготовку к вступительным экзаменам в вуз уже в 10 классе.
Учебник «Алгебра и начала анализа. 11» включает также две главы: «Функции. Производные. Интегралы» и «Уравнения. Неравенства. Системы», дополненные разделом о комплексных числах и разделом заданий для повторения. Интересно, что материалы первой и второй глав по тому и другому учебнику авторы предлагают изучать параллельно, отводя на их изучение 3 часа и 2 часа в неделю соответственно. Я полностью согласна с этим предложением, так как тригонометрию, изученную частично в 9 классе, лучше не откладывать на второе полугодие 10 класса, а уравнения, неравенства и системы – материал, мало связанный с содержанием первой главы учебника для 11 класса, поэтому его можно изучать независимо от материала первой главы. Это позволяет повысить качество подготовки к олимпиадам и к экзаменам. В этом порядке изучения материала очевидно есть определенный выигрыш. Однако применить это предложение авторов так и не удалось, ведь изучение материала пришлось перестраивать из-за несвоевременности поступления учебников.
Хочется отметить особенность методики обучения решению уравнений, неравенств и их систем. Впервые я встречаю четкое объяснение в учебнике понятия уравнения-следствия, равносильности уравнений, неравенств и их систем. Поэтому при решении соответствующих упражнений удалось помочь ребятам избежать очень многих традиционных ошибок и повысить качество знаний. Важно, что в учебнике очень много заданий, которые производят впечатление на учащихся неожиданным результатом или красотой математического решения.
В послесловии для учителя в учебнике авторы пишут, что содержание учебника нацелено на подготовку учащихся к поступлению в вуз и к обучению в вузе. Итоги вступительных экзаменов в вузы еще раз убедили меня в правильности выбора учебника, так как почти все выпускники поступили в государственные вузы. Все бы эксперименты давали такие результаты…

Лариса БОЧКОВЕНКО,
учитель школы № 13
г. Москвы

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru