Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Читать словарь... со словарем?

6.gif (45244 bytes)
Семенов А.
Школьный философский словарь.
Учебное пособие.
СПб.: Амфора, 2003. – 446 с.

Увидев справочник А.Семенова «Школьный философский словарь», я возрадовалась. Наконец-то! Появился учебник, доступно объясняющий философские категории. Человеку, только начинающему изучать философию, очень трудно впервые пробиваться сквозь нагромождения терминов. В чем же состоит основной вопрос философии и чем онтология отличается от гносеологии? Потребность в появлении подобного словаря, просто и понятно объясняющего философию в терминах, необычайно велика.
Во вступлении к книге А.Семенов задается вопросом: «Зачем нужна еще одна книга по истории философии, когда полки книжных магазинов буквально ломятся от изданий соответствующего рода»? И сам же объясняет, что «человеку, делающему свои первые шаги в философии, крайне тяжело начинать с литературы для профессионалов. Ему нужны принципиально иные справочные издания, написанные ясно, легко и доступно» (с. 5). Нельзя не согласиться.
«“Школьный философский словарь” – одно из первых общедоступных справочных изданий по философии. Об особенностях различных философских школ и учений здесь рассказано внятно, доходчиво и с необходимой полнотой. Параллельно с изложением историко-философского материала вводятся основные понятия и термины, большую часть которых читатель найдет в глоссарии в конце книги», – обещает автор в аннотации к изданию.
Однако объяснению философских терминов – что должно бы в первую очередь стать предметом словаря – посвящено всего несколько страниц в конце учебника (с. 423–431)! Что же остальное? Остальное – конспекты по истории философии, от которых, как верно замечено автором, «полки ломятся».
Ну что ж. Поговорим о словарной части этого школьного словаря, которая, повторяю, занимает меньше десятка страниц. Малоутешительное чтение для тех, кто «начинает изучать философию самостоятельно». Общий объем глоссария не превышает 70 слов, и вполне возможно, что начинающему философу этого вполне хватит. Но принцип выбора тех или иных понятий остается для читателей загадкой. А вернее, выбор этот восхитительно случаен.
Автор ставит своей целью доходчиво разъяснить старшекласснику сходства и отличия ряда философских учений (например, эмпиризма, сенсуализма и рационализма), но не объясняет значения термина «гносеология». И вводит в лексикон школьника понятие «онтология» (с. 435). Предлагается «дефиниция трансцендентального» (с. 430), но не объясняется понятие «трансцендентного». Да, можно слишком перегрузить неподготовленного человека, но можно и слишком упростить материал. Словарь грешит и тем, и другим одновременно!
И уж совсем удивительно, что нам с удовольствием объясняют, что такое демократия как форма государственно-политического устройства государства, но остаются скрытыми, как будто их и нет, недемократические формы (авторитаризм и тоталитаризм). И уж тем более непонятно, почему в словаре нет ни слова о полисе (ни в глоссарии, ни в разделе, посвященном античной философии)? Для читателя становится явным «сакральное» (с. 429), но остается тайным «профанное». Продолжать можно бесконечно.
Данный глоссарий очень напоминает неоконченный рисунок, где один угол уж очень хорошо проработан, вплоть до деталей, а второй лишь схематично набросан. И уж если издание ориентировано на школьника, только начинающего постигать азы философии, то хочется видеть более или менее сбалансированный подбор категорий и терминов. А с данным словарем ребятам и девчатам придется использовать дополнительно литературу, указанную в библиографии: «Краткий философский словарь». М., 1998; «Философский словарь». М., 1991. Парадокс: семеновский словарь школьники могут читать только со словарем.
Так что начинающему изучать философию нужно оставить эту нелепую надежду – облегчить свои первые шаги с помощью данной книги. Лучше не брать ее в дорогу вовсе.
Что же до основной части словаря (которую словарем ни в коем случае назвать невозможно), то она представляет довольно традиционный хронологически выстроенный рассказ по истории философии. Справедливости ради нужно отметить, что в современном духе критики европоцентризма практически отсутствуют географические ограничения в изложении материала, т.е. мы можем ознакомиться не только с философией античной, средневековой, философией Нового Времени, эпохи Просвещения, но и философией Востока (Индия, с. 9–34; Китай, с. 35–51). Каждый раздел предваряется краткой характеристикой описываемого периода. Читателю затем представляются отдельные выдающиеся деятели – вплоть до русских философов. Здесь, конечно, можно спорить с основанием именно такого выделения разделов и подбором имен, но мы этого делать не будем, поскольку и других претензий достаточно.
Чтобы школьникам было интереснее изучать философию, автор пособия, которое он неудачно назвал словарем, не стал особенно заботиться о формировании четкой системы элементарных категорий, без чего невозможно постижение истории философии, но зато немного постарался расцветить саму историю интересными и поучительными, с его точки зрения, сюжетами из жизни философов. Что из этого получилось?
Вот, например, раздел, посвященный немецкой классической философии. Весьма оригинален подход автора к объяснению философии И.Канта: «Образ жизни великого мыслителя был и любопытен и бессодержателен одновременно» (с. 315). Простите, как образ жизни может быть «бессодержательным»? И далее читаем объяснение: «Кант любил хорошую, качественную еду. Завтракал он очень легко, совсем не ужинал, но зато плотно и подолгу обедал. Несмотря на свой чисто «немецкий» образ жизни, Кант любил пиво, говоря, что «это не напиток, а пища дурного качества». Пил он за обедом только вино (не более половины бутылки), причем, чтобы не «перебрать», ввел за правило наливать себе не более четверти стакана. При этом он никогда не бывал пьяным, т.к. всегда знал, когда нужно остановиться».
Что должен дать школьнику философский словарь? Представление о философских категориях, именах, школах – все это, связанное в единую систему путем простых и логичных объяснений. Задача – не то чтобы очень сложная. Я с чувством глубокой благодарности вспоминаю своего преподавателя философии, использовавшего более чем простые схемы и рисунки. Благодаря этому в моей голове сложилась определенная система представлений. Но не всем везет с учителем. А теперь еще кому-то не повезет со словарем…

Елена РОГАЛЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru