Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Гибридизация под давлением рынка

wpe14A.jpg (10383 bytes)
Трофимова Т.И.
Физика от А до Я. Справочник школьника.
М.: Дрофа, 2002

В первом же абзаце предисловия автор сообщает, что предлагаемое «“справочное пособие” преследует две цели – дать возможность читателю “быстро найти и восстановить в памяти необходимые определения, законы и формулы” и дать ему “краткий конспект ответа на соответствующие вопросы программы курса физики”». Что сделает нормальный школьник и родитель школьника по прочтении этого абзаца? Поступит правильно – немедленно купит. Ибо поймет: перед ним гибрид шпаргалки и кастрированного учебника.
Причем гибрид очень хороший: содержательный, достаточно подробный, ясный, с хорошими рисунками и без опечаток. И если вы твердо решили, что учиться вам не надо, то есть учебник не нужен, а нужно выучить ответы на вопросы – «Физику от А до Я» вам в руки («и барабан на шею», как гласит фольклор).
Но выработанные веками типы материалов для занятия физикой не случайны. Функции учебника, задачника, справочника и шпаргалки различны в принципе.
Учебник учит, демонстрируя процесс освоения и применения законов физики. Школьный учебник делает это не очень хорошо, но из этого не следует, что надо ухудшать ситуацию. Больного можно добить, чтобы не мучился, но я бы призвал лечить. То есть писать хорошие учебники, а не сборники ответов на вопросы злого дяди-экзаменатора. Тем более что дядя не идиот и при необходимости настоящее знание от результата чтения справочника отличит с первого тыка.
Функция задачника понятна: обучение именно решению задач и контроль этого навыка. Поэтому задачник – это и специфический учебник. Функции справочника тоже понятны: они радикально отличаются от перечисленных выше и близки к функциям шпаргалки.
В юном возрасте автор этой рецензии как-то высказал идею: все компоненты обеда пропустить для упрощения процесса еды через мясорубку и размешать до полной однородности. К сожалению, родители не пошли на эксперимент. Не стоит идти и нам на этот эксперимент с школьной физикой. Да и вообще идея «интегративных курсов» и прочих сложных гарниров если и хороша в теории, то весьма сомнительна в реальности. Хороший салат – столь большое искусство, что лучше уж раздельное питание, чем обед, пропущенный через мясорубку и миксер...
Вернемся, однако, к «Справочнику школьника»… Все хорошее сказано выше, займемся недостатками. В книге можно найти, как, наверное, и везде, ошибки. Но их немного. Инертная и гравитационная массы не равны, а пропорциональны. Нельзя писать, что винт вращается в направлении движения материальной точки. Неправильно нарисованы графики на стр. 38 и 39. Дикое определение дано силе тяжести: «сила, которая действует на любое тело, находящееся вблизи земной поверхности...» Вблизи – это где? В сантиметре? Метре? Километре?.. Не вполне корректно дано определение турбулентного течения, так как в физическом определении не может без уточнения употребляться слово «интенсивное». Какой именно интенсивности? Ускорение не является «характеристикой неравномерного движения», иначе не было бы ускорений, равных нулю. Неточно дано определение адиабаты. Следовало бы либо ясно сказать, что это только связь давления и объема, либо дать ее изображение во всех системах координат (как это сделано для изобары и прочих). Неточно дана мотивировка недостижимости КПД, равного 1. Второе правило Кирхгофа является следствием не закона Ома, а закона сохранения энергии. Стоящие рядом формулировки «принцип суперпозиции магнитных полей» и «принцип суперпозиции электростатических полей» вызовут вопрос и у школьника, и у педагога – догадайтесь, какой.
В некоторых местах книга излишне лаконична. При разговоре о внутренней энергии газа следовало бы упомянуть многоатомные газы (тем более что в другом месте они рассмотрены). Рисуя диаграммы состояния, можно было бы упомянуть особые свойства воды (и еще кое-чего), тем более что на рисунке даны оба варианта кривой плавления! Вряд ли стоило иллюстрировать понятие полупроводникового диода рисунками точечного германиевого диода и купроксного – это все-таки не учебник по истории радиотехники. Не вполне точно выражение «трансформаторы используются для повышения и понижения напряжения» – уместно было бы упомянуть о «трансформаторах тока». Заодно это помогло бы усвоить читателю, что такое трансформатор.
Но рамки «Справочника школьника» довольно четко определены школьным курсом, и никаких серьезных добавлений к этой книге не может быть. Издателю можно рекомендовать для удобства пользования выпускать сразу два издания – второе вчетверо меньшим шрифтом, вчетверо меньшего формата и с такими ступеньками на краю страниц, как в древности были в словарях (а теперь в записных книжках). Чтобы под столом было удобнее, сами понимаете, что делать.

Леонид АШКИНАЗИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru