Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НАЕДИНЕ

Правда, которая никому не нужна

Похоже, правда в жизни не нужна вообще. Разве что медицине без нее не обойтись и в суде она может иногда пригодиться. А во всех остальных случаях, особенно рядом с детьми, надо гнать ее без сожаления и ни за что ей не верить.
Вот я и не верю 18 с лишним лет. Иначе бы мы с ним давно рассорились, разбежались без оглядки, не обменявшись телефонами. Потому что он с рождения нетороплив до занудства, медлителен до скуки и на первый взгляд кажется человеком ленивым и никуда не успевающим. Одним этим он многих учителей доводит до истерики, злости, неудов и колов. Но когда-нибудь потом он обязательно скажет спасибо всем этим неравнодушным женщинам, которым охота было тратить слова, силы, нервы, чтобы заставить его выучить русский, английский или биологию.
Заигравшись в компьютер, довольно часто не успевает спать. В ответ на критику в конце концов говорит без сожаления и вызова:
– Да ладно, мам.
И не обижается – и в этом его сила.
Он и паркетный пол абсолютно несовместимы, потому что в любом пространстве – хоть рядом с кроватью или на коленке – у него сразу возникает максимум гараж, минимум – велосипедная мастерская.
Не может сидеть, когда играет Гимн России – обязательно встанет. И все пристальнее смотрит на современные войны и вооружение.
Ему, поисковику, как никому другому, по-настоящему нужен телефон. Но там, где он бывает – в лесах под Смоленском и Питером, – телефон бессилен и болтается на поясе как хлам. То ли дело нож, лопата, часы, компас, ложка.
Говорит, что любит возвращаться в Москву. Прикольно, когда на вокзале, после стука колес, вдруг наваливается, оглушая, шум города.
О раскопках рассказывает устало, буднично, успев пережить их там, в лесу, и поэтому не обращает внимания на стоящие в глазах слушателей слезы. По всему выходит, что третий год поиска – это почти что судьба и взросление по всем правилам.
Вернувшись однажды из леса, сделал себе из двух кривеньких ольховых веточек палочки и ел ими умело, как настоящий японец. Думала, шутит, хотела выбросить – спохватился, не дал. Убрала в шкаф, где хранятся столовые приборы. Время от времени вспоминает, достает, чтобы поужинать.
Всем остальным видам транспорта пока предпочитает велосипед. Кажется, может собрать его летом в деревне из ничего. Для этого раза два объедет ближайшие свалки – первый раз, чтобы понять, что именно можно сделать, во второй – чтобы забрать то, что нужно для выбранной модели.
Он часто говорит: “Да ладно…”, “ Забей!”, но обувь в магазине примеряет долго. И одно это может убедить в том, что человек он основательный, надежный, думающий, когда дойдет до дела.
А еще у него есть младшие сестры и брат, которые орут, вопят все его детство и юность о том, что он сам давно прошел и забыл бы. А благодаря им помнит и, кажется, теперь умеет понимать не только маленьких глупых девчонок.
До сих пор все новое его возмущает. Оказалось, что простая перестановка мебели может выбить из колеи. Будет монотонно ругаться, безразлично ворчать, а на самом деле ему будет неуютно и страшно.
Зато стал иногда отвечать на записочки. Может в конце приписать: “Спосиба” – и сам все исправить.
Мне очень нравится, как он ходит по городу: медленно, внимательно, как охотник в тайге, рассчитывая каждое свое движение. Правда, когда впервые это увидела – схватила его за рукав и не удержалась от нравоучений, потому что стало действительно страшно, когда, чуть задержав на весу ногу, он поставил ее точно в миллиметре от заднего колеса промчавшейся мимо машины. Запрокинул корпус назад и почтительно пропустил вперед автобус. Ужас! А он считает – нормально.
И мне эта точность в нем тоже начинает нравиться, хоть и не спешу ему в этом признаться.
Еще он живет постепенно. Никогда ничего не может пообещать. И это, если подумать, тоже нормально и необидно: ведь в жизни есть не только наша воля. Но для того чтобы это понять, и восемнадцати с лишним лет бывает мало.
А все потому, что чья-то чужая правда про собственных детей родителям кажется истиной. И они верят ей, а не самим себе. И не знают, что правда чаще всего – холодное оружие: она ссорит людей, обижает, разлучает, сводит с ума.

Марина НИКОНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru