Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО И ОНО

Пресс-тест

Журналисты проверили единый экзамен на себе

На прошлой неделе министр образования Владимир Филиппов приготовил сюрприз для представителей центральной печати, пишущих на школьные темы. Он пригласил их поучаствовать в сдаче ЕГЭ. Чистота эксперимента, за которую третий год борются чиновники, оказалась близкой к нулю. Зато было весело.

Журналистов усадили плечом к плечу за длинный ореховый стол, за которым проходят обыкновенно ведомственные коллегии.
Нарушение № 1: согласно инструкции, каждый сдающий ЕГЭ должен работать за отдельной партой. Во избежание подсказок и лишнего шума.
Затем нам раздали пакеты с заданиями. В пакетах лежали цветные листки – голубой и розовый.
Ошибка № 2: многие дети страдают от рождения дальтонизмом и не в состоянии различить бумаги по цвету.
Секретные бланки, каждый из которых был промаркирован специальным штрих-кодом, содержали задания по русскому языку.
Осечка № 3: задание у всех 25 «выпускников» было одно и то же, что строго запрещается. Согласно технологии проведения ЕГЭ, у каждого ученика должен быть свой, оригинальный вариант вопросов и задач.
И началось... «Что такое примыкание? Этот тип связей мы в свое время не проходили!» – пожаловалась репортер «Московской правды». «А если я пишу как курица лапой, вы разберете мой почерк?» – заволновался кто-то из телевизионщиков. «Ребята, спасайте! Шестое задание! Как правильно: “три дочери” или “трое дочерей”?» «Товарищ инструктор! Я не понимаю вопроса, он звучит двусмысленно, это нечестно!»
Представитель Центра тестирования Министерства образования РФ, милая женщина Светлана Кузнецова лишь руками развела: «Простите, но я не имею права консультировать. Выворачивайтесь сами...»
Бреда в тестовых материалах было много. К примеру, зачем будущему физтеховцу знать, что такое «последовательное подчинение в придаточных предложениях»? Или без пяти минут биологу – уметь распознавать в тексте «прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом»?
Главные трудности начались, когда составители чудо-вопросников потребовали определить основную мысль большого текста «про веру» из книги Симона Соловейчика «Педагогика для всех».
В эту минуту в ход экзамена вмешалась поистине сама судьба: ведь именно основатель газеты «Первое сентября» Симон Львович Соловейчик больше чем кто-либо другой в этой стране противился приходу единых тестов и стандартов в наше образование! Его знаменитая статья «Дорогая цена мнимого порядка» просто взбесила тогдашнего министра образования.
«Ну что, теперь вы убедились, что не так страшен тест, как вы сами его малюете? И что это совсем даже не тест!» – победно обратился г-н Филиппов к проэкзаменованной публике.
Странный вопрос: всякий тест предполагает выбор одного правильного из нескольких предлагаемых ответов. И в инструкциях к заданиям, которые мы решали, было черным по белому написано: «Внесите в таблицу буквы выбранных ответов». Да и в особых творческих заданиях для вузов (тип «С»), предполагающих развернутый ответ, инструкция опять повелевает: система оценивания заданий «должна включать... вариант (варианты, образцы) правильных ответов и, по ряду учебных предметов, решения».
Значит, мы все-таки сдавали тест, господин министр?
Технологи ЕГЭ затевали экзамен для представителей прессы в надежде превратить его в эффектную PR-акцию. А получилась антиреклама. Так и осталось невыясненным, сколько из 25 наличных работников пера и диктофона выбросили свои бланки в мусорные корзины. Хотя в кулуарах первый заместитель министра Виктор Болотов признался, что на подобном показательном экзамене для 300 профессоров столичных вузов в контрольную комиссию были возвращены лишь... две работы!
Надо было видеть, с какой торжественностью министр объявил баллы победителей («пятерки за храбрость»), которые ровным счетом ничего не говорили ни о качестве знаний журналистов, ни о числе реально выполненных ими задачек. И здесь экзаменаторами была допущена последняя, роковая оплошность: вручая сертификаты о сдаче ЕГЭ, министр Владимир Филиппов ничтоже сумняшеся оценивал каждого из нас по 100-балльной шкале. Членораздельно и громогласно, в микрофоны.
Острые споры идут в учительском стане о сохранении анонимности работ при оглашении итогов ЕГЭ (на то и штрих-код). А теперь взрослые люди, среди которых было немало «золотых перьев», известных всей стране, на себе прочувствовали, каково это – быть оцененным публично, при свете софитов и под прицелом телекамер...
В общем, все было понарошку, но уж очень похоже на правду!

Антон ЗВЕРЕВ,
“Новые Известия” – специально
для “Первого сентября”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru