Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ 

Андрей ТУРКОВ

“Работа моя: ребята” –

так говорит о себе в новой книге педагог и писатель Любовь Кабо

Автор книги «Минувшее – у порога» Любовь Кабо принадлежит к поколению, которое некогда горделиво именовалось «ровесники Октября». Так назывался и ее вышедший несколько лет назад роман, в котором прежней горделивости и следа не было. Роман этот отражал мучительный процесс переоценки многого из пережитого.
Казалось бы, стоит ли вновь к этому «материалу» возвращаться? Почему не отпускает писательницу минувшее, с которым так быстро и запросто расправились иные бойкие авторы, оценив его весьма категорически и, как не принято выражаться, однозначно?
Несколько десятилетий назад один поэт, написав несколько стихотворений о любви, самодовольно объявил, что «закрыл тему». Нет, бывают темы, которые вовеки не закрыть. Судьбы народа, людей, особенно в крутые переломные эпохи, как раз одна из них. И подлинный писатель, каким и является Кабо, да еще перешагнувший рубеж собственного девяностолетия, не устает различать во времени прежде незамеченное или непонятое.
Заново перечитывая деловые бумаги матери – незаурядного и честного ученого-статистика, не пришедшегося в сталинские годы ко двору, Кабо вдруг где-то среди таблиц, «на полях» обнаруживает следы давней семейной драмы, где по-своему отразились бури времени.
Подобно этому и «на полях» собственной биографии писательница различает что-то, требующее уточнений и поправок к своей недавней трактовке своего же поколения, грешившей избытком самокритических, покаянных настроений.
Возвращаясь к своему трудовому, преподавательскому «дебюту» в Бессарабии 1940 года, где они с подругой, «дурочки»-энтузиастки, истово проповедовали правила советской жизни, писательница, по-прежнему не утаивая иллюзий юных «апостолов», должным образом оценивает их страстное желание открыть своим воспитанникам широкие двери в мир знаний.
И есть нечто символическое в том, что, когда в начале войны с фашистами рассказчице пришлось эвакуироваться, навстречу эшелону из деревень выбегали мальчишки и «забрасывали в раскрытые двери теплушек огромные охапки цветов. И так единодушно, словно сговор какой-то, словно эстафета от села к селу».
Повествуя о дальнейших мытарствах в эвакуации, о тягостном тыловом быте и в то же время о своей поглощенности педагогической деятельностью и радостях, которые она приносила, Кабо как бы предвидит косые ухмылки нынешних скептиков и воинственно заключает: «Вы скажете: а она нам будет плести небылицы о том, как пела октябрятские песенки среди ребячьего хохота и визга... Буду! Работа моя: ребята».
Ей есть чем гордиться. «Так лежачие больные учатся ходить, как дети наши начинали слабенько смеяться и общаться между собой, – вспоминает она, как перебарывала безразличие и апатию намерзшихся, изголодавшихся малышей какой-нибудь немудреной, но стоившей огромных трудов новогодней елкой. – ...Никогда мне не забыть этих устремленных на Деда Мороза худеньких, бледных детских лиц, сияющих от радости... Родители, сидящие по стенам, уже откровенно плакали».
И какой же еще своеобразный педагогический, «смешанный» с писательским, триумф доведется испытать Любови Рафаиловне, когда через несколько лет после ее первой книги (как раз о Бессарабии сорокового года), изрядно обкорнанной и «выправленной» тогдашней редактурой, пробилась в печать повесть «В трудном походе», резко критиковавшая многое в советской школе. Книгу встретили мощным залпом отрицательных рецензий, но зато на каждое публичное обсуждение откуда ни возьмись толпами валили ее защитники.
Все это, пожалуй, едва ли не подороже тех давних букетов!
Дочитываю книгу с ощущением, что это еще не конец. Похоже, что впереди новая, да, собственно, она вроде бы зарождается уже внутри нынешней – в главе, посвященной памяти «двойной» коллеги автора – учительницы и писательницы Фриды Вигдоровой, яркой фигуры общественной жизни минувших десятилетий (вспомним хотя бы ее благородное и активное вмешательство в «дело» поэта Иосифа Бродского, будущего нобелевского лауреата!).
«Череда ушедших огромна», – пишет Любовь Кабо и вспоминает несколько имен, каждое из которых тесно связано с ее собственной жизнью, да и само по себе прямо-таки взывает к подробному повествованию, например, об учительнице Н.Долининой и писательнице А.Я.Бруштейн.
Благородная задача, прекрасная издательская «заявка»! Вот только бы расслышали...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru