Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

Наши консультации

В полученных нами вопросах от студентов-практикантов речь идет о трудовых отношениях между вожатыми-практикантами и администрацией лагеря.

Сколько часов в день должен работать вожатый в отряде? И если в реальности он работает больше, то как оплачивается это фактически отработанное время?
Согласно Трудовому кодексу рабочее время педагогических работников образования установлено в сокращенном размере и составляет 36 часов в неделю. Хочу обратить внимание читателей, что независимо от уровня образования вожатый в детском оздоровительном, спортивном и т.п. лагере – должность педагогическая, все требования к нему предъявляются как к педагогическому работнику; все льготы соответствуют льготам педагогов. На должность вожатого под свою ответственность администрация лагеря может принять любого достойного работника; в данном случае это студенты, имеющие начальную педагогическую подготовку. Таким образом, при пятидневной рабочей неделе рабочий день составит семь с небольшим рабочих часов, а при шестидневной – соответственно шесть часов. Расписание работы вожатого должно составляться администрацией так, чтобы по завершении недели он мог воспользоваться двумя выходными днями. Однако по условиям работы целесообразно распределять рабочее время на всю смену, суммированно учитывать его и предоставлять выходные вожатому по завершении смены, если не возникает острой необходимости воспользоваться выходным в течение смены. При этом суммированном учете можно определить, какой норматив вожатые должны были отработать, и скорее всего переработок возникать не должно. Все эти вопросы о нормативном времени работы, рабочем графике и порядке учета должны решаться при приеме на работу с участием администрации, работников и профсоюза. Если образовалось какое-то время переработки (т.е. фактическая работа сверх графика), то оно должно оплачиваться в полуторном размере по дневной или часовой ставке. Опять же этот вопрос следует оговаривать до начала работы.

Сколько воспитанников должно быть в отряде максимально, если в отряде работают вожатый и воспитатель? И сколько детей, если только один вожатый? И если детей все-таки больше нормы, то оплачивается ли это время полностью?
Количество воспитанников определяется положением об образовательном учреждении. Как правило, если лагерь для обычных детей, число воспитанников в группе не превышает 25 человек. Если работу ведет только один вожатый, то его нагрузка увеличивается вдвое и должна соответственно оплачиваться. Следует отметить, что поручать выполнять увеличенный объем работы в течение определенного срока можно только с согласия работника. Точно такая же ситуация возникает при возросшем количестве воспитанников в группе: оплата производится в увеличенном размере пропорционально увеличению числа воспитанников и отработанному времени.

Если вожатый заболел, имеет ли он право взять больничный лист и оплачивается ли он на общих основаниях или как-то иначе?
Речь идет о том, что любой работник в случае болезни по справке врача, имеющего право выдавать документы о временном освобождении от работы по состоянию здоровья, может взять в лечебном учреждении больничный лист. Компенсация по больничному листу вожатому оплачивается полностью в соответствии с правилами, утвержденными фондом социального страхования. При этом надо учесть, что при приеме на работу практикантов следует включить в список застрахованных работников. Аналогично на них должна быть оформлена страховка по обязательному медицинскому страхованию и пенсионному страхованию: администрация лагеря должна выплачивать требующиеся взносы. Если документы по страхованию не оформлены и взносы не уплачиваются, оплата больничного листа может оказаться незаконной.

Сколько выходных дней вожатый имеет право взять за смену? Хотя смены во всех лагерях различны по длительности, но ведь должны же быть какие-то нормы?
Как уже сказано, количество выходных дней, которые полагаются работнику при суммированном учете использованного рабочего времени, определяется продолжительностью отработанной смены. Эти дни предоставляются после завершения смены. Такие ограничения необходимы для того, чтобы администрация имела возможность обеспечить плановую занятость работников и ритмичный график.

Отличается ли заработная плата людей, работающих в городе и работающих за его пределами?
Заработная плата работников образования устанавливается соответственно занимаемой должности, квалификации и трудовому стажу. В случае если работа производится вне места постоянного расположения предприятия, т.е. в командировке, то работнику выплачиваются предусмотренные законом компенсации. Различия в зарплате, в ставках оплаты или трудовых нормативах для городских или сельских жителей законом не предусматриваются.

Имеет ли право студент поменять место прохождения практики (т.е. работать в другом лагере, а не в предложенном)?
Все, что необходимо, должно быть оформлено до начала практики. При этом не следует опираться на такие аргументы, как «в лагере Б больше платят, чем в лагере А». Где проходить практику, определяет учебное заведение, практика – часть учебного плана. Сроки практики, объемы выполняемых работ, порядок отчетности – все это должно быть выполнено студентом в соответствии с требованиями учебного заведения. Изменение места практики всегда потребует соответствующей методической поддержки, поэтому никакого изменения места практики, когда практика уже началась, быть не может, но до ее начала с разрешения учебного заведения и при согласии организации, где практика будет проводиться, студент может изменить место прохождения практики.

Всегда ли вожатые должны нести полную материальную ответственность за вещи, потерянные детьми: за постельное белье и различный реквизит (спортивный, игровой)? Ведь в школах за потерянные и испорченные вещи платят родители.
В этом случае надо разбираться конкретно. Ответственность любой работник по Трудовому кодексу, любой гражданин по Гражданскому или Уголовному кодексу может нести только в случае вины или иного противоправного действия. Можно возложить ответственность на вожатого, если он не создал условий обеспечения сохранности имущества. Однако будет ли это полная ответственность – сомнительно. Очевидно, здесь речь идет о неполном выполнении трудовых обязанностей.
В заключение, отвечая на поставленные вопросы, я хотел бы напомнить, что студенты должны изучать и знать трудовое право. Поэтому хотелось бы, чтобы, готовясь к практике, они освежили в памяти и Трудовой кодекс, и Закон «Об образовании», и приказы Министерства образования.

Наша читательница из Бурятии обращается к редактору приложения «Документы» с вопросом о правильном порядке составления расписания экзаменов итоговой аттестации. Она считает, что перерыв между экзаменами в один день – это нарушение положения или требований к составлению расписаний экзаменов и нарушение прав детей, если учитывать объем курса, вынесенного на экзамен. Наша читательница – классный руководитель, и в связи с этим у нее «возник вопрос с завучем».
На деле, я полагаю, никакого вопроса нет. Ежегодно Министерство образования своим письмом издает рекомендации о порядке составления расписаний экзаменов. Такие рекомендации тем более важны, что в них учитывается и порядок сдачи ЕГЭ. Были соответствующие рекомендации и в текущем году. Ими и надо руководствоваться.

Ряд вопросов задают наши читатели о периодах, включаемых в стаж, дающий право на досрочный выход на трудовую пенсию. При этом читатели каждый раз удивляются: пенсионные органы не учитывают время учебы в высшем учебном заведении, период декретного отпуска и тому подобное; недостает два-три года – как быть?
А поступать надо так. Уточнить в местном органе пенсионного фонда, каким нормативным документом пользуются его сотрудники, действует ли этот документ в момент оформления пенсионных документов и действовал ли в период, работа за который учитывается. Сложность в том, что в законодательных документах есть неопределенности, да и пенсионные органы добавляют часто самоуправства, а потом ждут, поправят их или нет. Так, например, решением законодателя был изменен федеральный закон, и период учебы включается в трудовой стаж, что и так всем (кроме Пенсионного фонда) было очевидно, но требовалось специальное указание от органа, который имеет полномочия трактовать и разъяснять законы. Дальнейшие разъяснения гражданин может получить в вышестоящей инстанции либо предъявить иск и защитить свое право в суде. Поэтому нет смысла направлять свои документы в Москву, а тем более в газету (в нашу или какую-либо другую). Как мы неоднократно писали, таким способом решение вопросов не ускоряется.

Являюсь пенсионером 3-й группы и работаю преподавателем в среднем специальном учебном заведении на полную ставку. Знаю, что с 2002 года согласно статье 115 дополнительно оплачиваются три дня к ежегодному отпуску лицам, имеющим инвалидность 3-й группы. Имею ли я данную льготу согласно трудовому законодательству?
Вы не указали в своем письме, на какой законодательный акт вы ссылаетесь. Скорее всего речь идет о Трудовом кодексе РФ, введенном в действие с 1 февраля 2002 г. Статья 115 этого кодекса «Продолжительность очередного основного оплачиваемого отпуска» устанавливает, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Отпуска более 28 календарных дней (удлиненные) предоставляются работникам в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В частности, ежегодные основные удлиненные отпуска продолжительностью от 42 до 56 календарных дней установлены работникам образования в соответствии со статьей 35 Закона «Об образовании» и постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 724. С наличием инвалидности и ее группой упомянутая вами статья Трудового кодекса не связывает продолжительность основного или дополнительного отпуска.

На вопросы отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru