Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сегодня мы все более или менее понимаем, что такое «открытое общество».
Открытое общество – это общество, существование которого не запланировано, не задано наперед. Это общество, открытое к новым импульсам, новым идеям, и потому – открытое к собственному развитию. В том смысле, что оно не знает заранее, куда именно развивается, и потому готово к новым и неожиданным поворотам. Подлинное развитие – это ведь и есть процесс возникновения таких реальностей, которые невозможно предугадать заранее.
Мы слишком долгое время существовали в ситуации «знания наперед» – в обществе, которое совершенно точно знало, куда оно идет и что оно строит. И не важно, что перспектива была иллюзорной – важно, что она была, и это знание о будущем (ложное, но такое сладкое!) создавало чувство психологической уверенности и защищенности.
Живя в закрытом обществе, мы создавали самую успешную в мире систему образования.
С одной оговоркой – самую успешную систему закрытого образования. Закрытого, как и само общество. То есть практически не способного к саморазвитию. Целиком и полностью зависящего от качества образовательных программ, разработанных где-то наверху и спущенных сверху.
Это образование было закрытым, поскольку в его основание был положен принцип жесткого учебного планирования, твердого знания наперед: чего именно, каких знаний, умений и навыков мы хотим от своих учеников. И мы создавали самые совершенные в мире учебные программы. И самое совершенное в мире методическое обеспечение этих программ. И искренне гордились теми феноменальными объемами знаний, которые нам удавалось вкладывать в среднего ученика. И снисходительно сочувствовали западной модели образования – слаба, слаба! Нет тех объемов знаний, нет того усердия в учениках!
Не замечая того, что западная модель образования идет по совершенно иному пути. По пути создания динамичного образования открытого типа, в котором резко снижается ценность «прочно усвоенного знания», но резко возрастает значение совершенно иных параметров образованности. Например, диалогической открытости и способности к продуктивной мыслительной деятельности. А еще – чувства собственного достоинства, личной свободы и гражданской ответственности. Всего того, без чего невозможно полноценное развитие современного общества. И что невозможно сформировать через введение в учебную сетку каких-то дополнительных учебных предметов.
Это весьма похоже на ту ловушку, в которой мы оказались в области экономики: гордясь ростом показателей по выплавке чугуна и стали, мы не заметили, что магистральная линия мирового экономического развития давно уже сместилась в сферу высоких технологий.
Так и в образовании: мы до сих пор отчаянно боремся за объемы знаний, вводим соответствующие стандарты, не замечая, что образовательная магистраль давно уже проходит совсем в другом месте.
Расклад очень прост: или мы продолжаем гордиться своим «образовательным чугуном» и продолжаем наращивать объемы транслируемого детям учебного знания, либо начинаем строить систему образования, соответствующую потребностям открытого общества.
Впрочем, эта иная система образования уже создается. Но не в министерских кабинетах, а в деятельности тех реальных учителей, которые вопреки управленческим инструкциям отказываются от отмеренных учебными программами границ и создают прецеденты того образования, которое в полном смысле этого слова можно называть открытым.

Урок по принципу домино

Как я попытался сделать школьную физику интересной для каждого

Надежды и тупики

Ничто не предвещало того, что я стану когда-либо учителем средней школы. Больше того, я всегда знал, кем я буду, и этот “кем” не был учителем физики. С 9 класса я знал, что стану инженером-физиком и буду работать на атомной электростанции. Первоначально так и случилось, но авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году все изменила: работа по ликвидации последствий аварии, инвалидность...
Когда я только пришел в школу, мне казалось, что для хорошего учителя в первую очередь необходимо очень хорошо знать свой предмет, а все остальное, как говорится, дело техники.
«Остальное» для меня заключалось в увлеченном рассказе на уроке о текущей теме, в некотором артистизме изложения, в умении общаться с детьми и т.п. Я считал, что все это у меня есть. Но первый же опыт показал, что все далеко не так просто.
Во-первых, для учеников 7 класса не так уж важно, насколько хорошо ты знаешь свой предмет – они априори считают, что раз уж тебя поставили вести у них физику, то ты ее, безусловно, знаешь. Поэтому то, что для меня было самым важным достоинством, для них как достоинство отпадало.
Во-вторых, как бы я хорошо, занимательно и интересно ни рассказывал, далеко не весь класс меня слушал. При этом, естественно, дисциплина была весьма низкой и отдача оставалась очень маленькой.
Постепенно я начал понимать, что не так уж и важно, насколько я хорошо знаю физику (чуть-чуть хуже или чуть-чуть лучше – не имеет значения). Но важно, например, чтобы я умел на каждом уроке занять определенной деятельностью по предмету весь класс. А это-то как раз и оказалось самым трудным.
В самом деле, если ты сумел сделать так, что у тебя все ученики в классе работают, то в этом случае и не возникает проблем с дисциплиной.
Вообще-то сделать это не так уж и сложно – дал всему классу письменное задание – и все дела. Но постоянно так делать нельзя, так может делать только самый-самый плохой учитель. Нельзя, чтобы все 64 урока в год ученики седьмого класса выполняли письменные задания – они возненавидят и учителя, и предмет, который он ведет.
Понимая это, я начал придумывать различные способы того, как суметь на каждом уроке сделать так, чтобы все ученики класса (или уж во всяком случае их большинство) были заняты продуктивной деятельностью по предмету. Я штудировал специальные книги по методике преподавания физики в различных классах, посещал уроки своих старших и более опытных коллег... Стало немного лучше, но не так, как того хотелось. Дисциплина стала не хуже, чем у других (более опытных) учителей, успеваемость выровнялась, пришла в норму и стала средней. При этом оставались плохо успевающие ученики, оставались такие, которые часто нарушали дисциплину, и т.д. и т.п. Но, повторяю, дела обстояли ничуть не хуже, чем у других учителей; может быть, и не лучше, но и не хуже – в среднем нормально (школа-то у нас все-таки средняя).
Но меня это не совсем устраивало, поскольку я однажды услышал (или прочитал – уже не помню), что не бывает плохих учеников, а бывают плохие учителя. Меня это настолько сильно взбудоражило, что я проникся этим до глубины души на всю оставшуюся жизнь. А ведь плохие ученики у меня были (были и хорошие, но и плохие тоже), следовательно, это я не сумел их увлечь, научить, добиться понимания с их стороны.
Нужно было искать что-то новое, другое. Я много читал, снова учился, но выхода не находил. Все равно получалось так: в классах есть отличники, есть плохо успевающие и подавляющее большинство – середнячки. При этом подавляющее большинство детей учатся по необходимости – им неинтересно и малопонятно. Малопонятно то, что они изучают, малопонятно, зачем они это изучают, и малопонятно, пригодится ли это им когда-нибудь…
Вот оно!!!
Вот оно то, что должно быть всегда на всех уроках по любой школьной дисциплине! Наконец-то! Кажется, нашел! Эврика!
Подумайте сами. Если на любом уроке, по любому предмету ученики будут заниматься интересной для них деятельностью и при этом содержание такой деятельности будет для них личностно значимым, то тогда вообще отпадет надобность говорить о какой-либо дисциплине, а успеваемость, безусловно, повысится, и повысится значительно, поскольку творческая деятельность не может оцениваться неудовлетворительно.
Однако и здесь возникли трудности. Оказалось, что для того, чтобы все происходило именно так, необходимо всего лишь навсего… изменить содержание образования! Но как это сделать учителю??? Ведь учитель не имеет права менять установленные стандарты! Не имеет права от них отступать!
Хотя, впрочем, это полбеды – стандарты. Все-таки в рамках стандарта учебный материал можно как-то преобразовывать. Но вот как быть с завучами и “специалистами” районных отделов образования? Они будут требовать не выполнения стандарта, а выполнения учебной программы. А в учебной программе (особенно, если ей соответствует какой-либо учебник) всякие преобразования совсем не приветствуются. Менять ничего нельзя.
А кроме того, существует еще и вузовская программа по физике для сдачи экзаменов в этот самый вуз. И тут уж совсем ни шагу в сторону!
Создание профильных классов меняет ситуацию не на очень много. Выбрав какой-либо класс (технический или гуманитарный), ученик нередко разочаровывается. Часто из-за малого выбора возможностей приходится или менять школу (а это для подростка сильный психологический напряг), или учиться в таком классе, профиль которого не очень-то подходит ему по интересам.
В общем, можно подвести не очень уж утешительный итог: выхода почти нет!
Впрочем, поскольку мне очень хотелось каких-либо перемен, они для меня и наступили.

Путь к свободе

Меня пригласили на работу в экспериментальную школу, где предложили свободно распоряжаться временем и пространством урока: выйти за границы жесткого учебного плана и попробовать начать моделировать деятельность детей исходя из их реальных потребностей, а не из того, что нужно к тому или иному моменту пройти «по программе».
Вначале было страшно: ведь обыкновенно в школе думаешь в первую очередь о том, как «успеть пройти» заданный учебной программой учебный материал. Но чем дальше я шел в новом направлении, тем больше понимал простую вещь: сделать так, чтобы каждый ребенок на каждом уроке занимался интересной и нужной именно для него деятельностью, можно. И тогда результатом будут не просто прочные знания (хотя они при этом тоже появляются), а нечто гораздо более важное: умение организовывать себя как деятельностную личность в коллективе себе подобных, умение работать самостоятельно. Что и является, на мой взгляд, важнейшим образовательным результатом, на который только может рассчитывать школа.

Но чтобы все это произошло, неплохо соотнести физику с реальными интересами подростка.
Итак, о чем обычно говорят подростки?
Они могут говорить о каких-нибудь только что просмотренных ими фильмах, о популярных компьютерных играх, о скейтборде и сноуборде, о понравившейся девчонке или симпатичном мальчишке, о новой помаде или крутой прическе и т.д. и т.п. Это обычные их темы разговоров. Это их беседы о том, что им интересно.
И они никогда, никогда (!!) не говорят о… законе Ома и равномерном прямолинейном движении, о том, что неопределенный интеграл от аргумента в минус первой степени равен натуральному логарифму, о нарушениях нейрогуморальной регуляции (биология-9) или о надклассе челюстноротых, о правилах фонетического разбора предложения или о синтаксических особенностях стихов Маяковского. Они ни о чем таком не говорят, и, смею утверждать, не говорят никогда, даже на переменах перед соответствующим уроком. (Разве что только в смысле: “И зачем мне это надо, бред какой-то” – или узнавая друг у друга, что задали учить на дом.)
Это им неинтересно.
Большинство знаний, получаемых учениками в школе, не являются для них личностно значимыми. Они не являются для них значимыми и по возможности эти знания где-либо применить, разве что один раз в жизни сдать экзамен.
И все-таки бывают ситуации, когда ученикам интересно. Даже на физике. Но не тогда, когда им кто-то что-то рассказывает, а когда они сами занимаются деятельностью. Какой деятельностью? Любой, но обязательно творческой. Практической, мыслительной, поисковой, аналитической… и всегда творческой.
Так, в шестом классе я взял классическую физическую проблему – проблему измерения, и целый год мы занимались ею в самых разных ситуациях.
Вот пример. По заданию учителя все принесли сухой горох, но только не дробленый и не половинчатый, а целый, шариком. Стеклянные пузырьки из-под пенициллина (нафтизина и т.п.) у нас уже были.
Пузырьки конечно же прозрачные, чтобы набитый в них горох был хорошо виден.
И вот образовательная деятельность началась.
Уже началась.
Вы не заметили?
Никакого задания еще нет, а мыслительная, творческая деятельность уже происходит.
Бурное обсуждение вопроса, для чего это надо набить горох в медицинский пузырек, идет полным ходом. Вариантов – масса, и есть совершенно безумные с точки зрения физики (положить пузырьки в кастрюлю с водой и сварить), интересные (налить внутрь воды и посмотреть: взорвется пузырек от разбухания гороха или нет?) и…
И при этом все варианты имеют право на существование, и все заставляют задуматься над дальнейшим развитием ситуации.
После такого вступления ребята приступают к определению количества горошин в пузырьке, не открывая его – с помощью одной только ученической линейки. Появляется несколько способов такого рода измерений.
Другой вариант: мы пытались определить, сколько капель воды содержится в трехлитровой банке (появилось совершенно оригинальное решение – заморозить воду в пластиковой бутылке, перевернуть ее и считать капли по мере таяния воды!..). С задачей справились успешно, ошибка составила не больше 4%, и всем не терпелось проверить свой результат непосредственным счетом.
Важно, что проблема решалась всеми учениками вместе. Потому-то проблема и была успешно решена.
Или необыкновенно интересно построить с десяток костяшек домино в ряд, толкнуть и полюбоваться реализацией “принципа домино”.
А если не с десяток, а сотню? А две, а четыре сотни?
Мы сделали это! Было потрясающе! Тяжело и сложно, но необыкновенно интересно и красиво.
Ребята учились организовывать себя как единый организм, коллектив, нацеленный на решение общей проблемы, – и организовывать деятельностное пространство вокруг себя.
Постепенно получалось.
Сколько было эмоций, если вдруг кто-нибудь случайно задевал уже построенную змейку! Как гнались за волной, чтобы увидеть это движение.
Но движение чего? Вот еще загадка, которая взволновала шестиклассников и которая до сих пор еще ими не разгадана. Что же движется при осуществлении “принципа домино”?
И еще не зная этого, ученики уже измеряли скорость движения и делали, быть может, свой первый анализ полученных опытных результатов.
Например, при определенном расстоянии между костяшками домино скорость движения одна, а если это расстояние уменьшить в два раза, то скорость движения увеличивается тоже в два раза! Результат очевидный для физика, но не для шестиклашек. Причем, они сами пришли к этому выводу в результате своих измерений, которые сами придумали.
Сами же они придумали и то, как заставить эту змейку подниматься и опускаться, как эффективно строить змейку из большого числа костяшек домино… Потом сами разрабатывали “цепочки действий”: допустим, одна из костяшек домино, падая, зажигает лампочку, затем движение продолжается, очередная костяшка домино высвобождает пружину, пружина толкает стальной шарик, стальной шарик скатывается со стола и т.д. и т.п.
“Принципом домино” мы занимались долго – необычные идеи рождались одна за другой, все хотелось проверить. Всего одно занятие по физике в неделю, а ребята почти всю неделю, от одного занятия до другого, думали о физике. На очередном занятии с удовольствием показывали мне, что нового у них получилось. И к концу работы с “принципом домино” ребята научились очень четко организовывать свои действия и достаточно быстро исправлять свои ошибки.
Что же, что же еще можно измерить?
Сколько метров струи воды вытекает в одну секунду, какова толщина лазерного луча, или скорость остывания чайника, или скорость падения снежинки… Мы даже решили измерить скорость звука во время праздничного салюта в День Победы.
И мы сделали это. У нас в Екатеринбурге это возможно.
Пушки (те, что стреляют холостыми снарядами специально для грохота) стоят на одном берегу пруда, а мы с ребятами и с секундомерами в руках – на другом. Произвели 14 измерений. Результат получился неплохой (расстояние от пушек до нас измеряли по карте города).
На очередном занятии ученики увидели перед собой обыкновенную хозяйственную свечу. Зачем она? И опять, еще ничего не началось, а мыслительная и, безусловно, образовательная деятельность уже налицо.
И тоже – каких только предположений не было на этот счет! А оказалось, что простая свеча будет играть для них роль измерительного прибора – прибора для измерения силы потоков воздуха (сквозняков, короче говоря).
После того как были изготовлены безопасные подсвечники из подсобных материалов и проведены измерения, была создана, расчерчена “схема распределения воздушных потоков в школе”.
И вот начался сентябрь нового учебного года – 7 класс. Надо бы начать изучать физику по соответствующей учебной программе, по соответствующему учебнику. Но учебника нет, да и нужен ли он?
Общеобразовательная школа, ведя преподавательскую деятельность, практически совсем не опирается на знания своих учеников. А кое-что они знают – и побольше своих учителей.
Вот, например, загадка, которую надо разгадать: с какой скоростью я хожу в школу? И не стоит семиклассникам давать формулу для средней скорости движения. Они эту загадку решат сами и предложат вам свои ответы. А формулы придут позже, когда в них настанет необходимость...

Борис БЕРЗОН

Комментарий “ПС”

«Предметная область – это море, в котором можно плыть в любом направлении – лишь бы плыть!» Этот базовый принцип открытого образования нередко страшит учителя: гораздо проще опереться на выверенные и согласованные принципы движения по давно уже кем-то выстроенной траектории. Или создать свою собственную, авторскую программу – но опять же заранее разметить траекторию, по которой следует идти.
И дело даже не в мифологических инспекторских проверках, а в гигантском психологическом напряжении, в котором находится педагог, отваживающийся на такое движение.
Но зато – фантастическая радость прорывов. Зато – резко возрастающее чувство собственного достоинства.
А как же знания, которые полагаются каждому ученику по программе? Ведь в результате таких экспериментов дети заведомо не успеют пройти весь объем школьной программы! Они же не будут знать физику!
А они ее и так не знают.
Те «прочные физические знания», о которых мечтает любой учитель физики, могут появиться у ученика только на основе сформировавшегося интереса, а вовсе не в результате выучивания ненавистного учебника. Но, как совершенно справедливо замечает автор, серьезный физический интерес просыпается лишь у очень небольшого числа школьников. Буквально у единиц. У тех, кто впоследствии становится профессиональным физиком. Что касается остальных, то они оказываются обречены на искусственное запоминание учебной информации, которая не имеет для них деятельностного смысла и потому является информацией пустой.
В чем должна состоять задача школы – дать запланированный кем-то объем знаний или пробудить интерес? Борис Берзон считает, что второе.
И он делает совершенно изумительный ход: организует условия для того, чтобы в каждом ребенке пробудился, если угодно, «естественный физик» (имея в виду, что на чисто психологическом уровне в каждом ребенке есть спрятанная страсть к физическому эксперименту, и в этом смысле можно говорить о физике как о психологической роли!).
При этом естественно, что от стандартной программы остаются лишь общие ориентиры, но зато дети, которые в других условиях почитали бы физику за дело совершенно для себя неподъемное, начинают азартно строить из себя физиков. Они переживают физику как пространство личной самореализации, как пространство исследовательского поиска. И кем бы они потом ни стали, на этих занятиях они обретают то, что потом пригодится в любом виде деятельности: навык самостоятельного мышления, навык исследовательской деятельности.
Надо отчетливо понимать, что у абсолютного большинства этих детей потребность в переходе к «высокой физике», к «систематической физике» так и не вызреет. Но разве задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы бороться за повышение процента потенциальных профессиональных физиков?
Для абсолютного большинства учеников Бориса Берзона физика останется увлекательной игрой. Но почему этого надо бояться и стыдиться? Средний выпускник обыкновенной школы точно так же «не знает физики», но зато в его восприятии физика – это не более чем источник головной боли неясной этиологии. И кому от этого лучше? Этим детям? Или, может быть, отечественной физике? Думаю, ни тем ни другим.
Зато у Бориса Берзона физика – это способ личной самоорганизации, способ увлекательного общения с товарищами и с педагогом, способ развития мыслительных и поисковых навыков, способ жизни, способ быть человеком.
Здесь ребенок перестает быть средством освоения физических знаний, зато физика становится средством развития личности ребенка.
Может, пора перестать этого бояться?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru