Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЯЗЫКИ ШКОЛЫ 
 

Словарь реальной педагогики от учителя

Зачем пишутся учебники по педагогике?
Ясное дело: затем, чтобы помочь учителю быть успешным. Помочь эффективно взаимодействовать с детьми...
И что, помогают?
Было бы крайне любопытно посмотреть на учителя, который в своей профессиональной деятельности время от времени «советуется» с пройденным некогда в вузе учебником. Увы, к реальному педагогическому процессу эти учебники имеют весьма отдаленное отношение, и это хорошо известно любому школьному учителю.
Но это вовсе не значит, что учитель обходится без педагогики. Просто-напросто он вырабатывает свою собственную педагогику, свои собственные представления о том, что стоит за теми высокими педагогическими категориями, которые «на научной основе» раскрываются в любом педагогическом учебнике. Он вырабатывает свои собственные представления о том, что такое обучение и воспитание, что такое урок и ученик, что такое школа и школьная жизнь. Этот личный «категориальный аппарат» педагога отражает его индивидуальное педагогическое мировоззрение, систему его личных взглядов на все то, что происходит в школе.
Педагогическое мировоззрение нельзя выучить по учебнику. Его можно только выстрадать в своем реальном опыте.
И потому этих учительских мировоззрений множество. Множество совершенно разных и даже диаметрально противоположных взглядов на те или иные феномены школьной жизни.
Но это и есть педагогика повседневной школьной жизни.
Она «неправильная» с точки зрения любого педагогического учебника. «Неправильная» хотя бы потому, что состоит из мнений. Живых, развивающихся, несовпадающих. Тогда как учебник состоит из истин. Правильных, безукоризненных, системных, понятийно выверенных. И... ровным счетом никому не нужных в этой своей безукоризненности.
Реальный педагогический процесс никогда не происходит по прочерченным кем-то идеальным схемам. Он по сути своей субъективен. И это единственная реальность педагогики.
Потому-то и происходит так, что «объективные истины» педагогических теоретиков оказываются совершенно не востребованы в реальной школе, и ни один учитель в своей реальной деятельности не ищет помощи в толстых книгах по педагогике, а предпочитает жить своим умом. На свой страх и риск вырабатывая представления обо всем, с чем встречается в своем профессиональном опыте.
А что, если собрать эти «неправильные» и «односторонние» (с точки зрения вузовских учебников, разумеется!) учительские представления и на их основании составить своего рода альтернативный «педагогический словарь»? Словарь реально существующей в школе педагогики? Словарь реального школьного мировоззрения?
«Пробный шар» был пущен на Соловейчиковских чтениях.
Наши корреспонденты обращались к педагогам с разными вопросами, а в результате разворачивалась панорама учительских представлений о разных педагогических явлениях.
Разумеется, это панорама субъективных взглядов. Но педагогика, повторяем, не может не быть субъективной, если она желает быть живой.
Слово сегодняшнего дня – воспитание.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru