Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Разбойник из Брынских лесов

Вряд ли можно найти человека, который не слыхал бы ничего о битве Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Оценки всегда расставляются определенно. Илья Муромец олицетворяет добро, а Соловей – соответственно зло.
Еще бы – тридцать лет сидит в “брынских лесах” и никого не допускает до “стольного города Киева”.
Верно ли такое отношение к известным персонам русского фольклора? Да и кто такой был этот Соловей-разбойник? Да и был ли он вообще?

Большинство исследователей вопроса (а таковых исследователей немало) полагают, что Соловей-разбойник – персонаж вполне реальный. Вероятнее всего, он уроженец здешних мест. Вычислить несложно. “Леса брынские” названы так в честь речки Брыни (все-таки, увы, не Брянска, как хотелось бы предположить). Брынь расположена в Калужской области. По другим данным, Соловей-разбойник промышлял где-то у города Чернигова. Далее – элементарнейшая геометрия. Между Брынью и Черниговом лежит как раз Брянская область.
Итак, начало знаменитой басни.

Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, –
Расстилается сын перед батюшком,
Он и просит сее благословеньица:
“Ох ты, гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Володимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую”.

Отвечает старой крестьянин Иван
Тимофеевич:
“Я на добрые дела тебе благословенье дам,
А на худые дела благословенья нет.
Поедешь ты путем и дорогою,
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистым поле крестьянина”.

Поклонился Илья Муромец отцу до земли,
Сам он сел на добра коня,
Поехал он во чисто поле.

Все было бы замечательно, да путь на Киев караулит Соловей-разбойник. Кто это такой? Что известно о нем? Некто, сидящий на дереве и “свищущий по-соловьиному”. В связи с этим Соловья-разбойника нередко изображают в виде этакой гипертрофированной птицы с маленькими крылышками и густой черной бородой. Этакий Сирин по-русски. Ясно, что подобный образ не мог соответствовать действительности. Что же соответствовало ей?
Скорее всего Соловей-разбойник был простым разбойником, прозванным за способность к громкому, пронзительному свисту Соловьем. А на дерево забрался просто потому, что это прекрасный наблюдательный пункт.

Услыхал Соловейко богатырский топ,
И свистнул он громким голосом.

С какой целью он свистнул? Для чего вообще свистят разбойники? Конечно, для того, чтоб дать сигнал своей ватаге. Но в этом случае ватага почему-то не явилась (почему – станет понятно дальше). И в результате Соловей-разбойник с Ильей Муромцем сошлись в честном бою.
А впрочем, честным ли был этот бой?

Берет Илья калены стрелы;
Перво стрелил – недострелил;
А вдругорядь – перестрелил;
В третья стрелил – попал в правый глаз
И сошиб его с тридевяти дубов.

С тридевятью дубами все понятно. Преувеличения свойственны русскому человеку. До сих пор в Москве один пруд называют Чистыми прудами, а другой – Патриаршими прудами, хотя оба они существуют в единственном числе. А здесь не топонимика – былина. Удержаться просто невозможно.
Вопрос в другом. Что делал Соловей-разбойник, пока Илья Муромец пристреливал свой лук? Ответ (точнее говоря, его отсутствие) имеется. Да ничего не делал. Сидел и наблюдал за действиями своего противника. Возможно, продолжал свистеть.
О чем это свидетельствует? Видимо, о том, что Илья Муромец сражался с безоружным. И это, мягко говоря, снижает героизм богатыря. Вероятно, ему просто повезло. Ватага не пришла.
Итак, Соловей-разбойник ранен. Что же происходит дальше?

Возговорит Соловейко-разбойничек:
“Ой ты, гой еси, Илья Муромец!
Мы заедем-ка с тобою ко мне в гости”.

Чего ради? Почему ослепший на один глаз Соловей-разбойник приглашает своего обидчика домой?
А здесь начинается самое интересное. Дело в том, что в то время (эпоха Владимира Красное Солнышко) профессии “разбойник” не существовало. Точнее говоря, разбойником мог стать любой, и это не считалось чем-либо зазорным. Обычный крестьянин днем возделывал ниву, а вечером выходил на большую дорогу попытать счастья. Все равно что сотрудник НИИ, после работы подрабатывающий частным извозчиком на своей старой “шестерке”. Так что Илья Муромец, по сути, нарушил завет своего отца и в общем-то обидел “в чистым поле крестьянина”. Но его действия пока вполне оправданны – богатырь вроде бы действовал в рамках допустимой самообороны.
А в гости его приглашают в соответствии с неписаными правилами того времени. Суть их состояла в том, что если побеждал разбойник, то ему доставалось имущество путешественника, а если побеждал путешественник, то он шел в дом к разбойнику и брал все, что ему там понравится. Именно для этого поверженный разбойник приглашает Илью Муромца домой.
Но там происходит достаточно странная вещь (отсутствующая в большинстве версий знаменитой басни, но наличествующая в образце, взятом нами за основу). Илья Муромец осматривается, видимо, что-то себе выбирает и задает вдруг совершенно неожиданный вопрос:

Возговорит Илья Соловейке-разбойнику:
“Что у тея дети во единый лик?”

Отвечает Соловейко-разбойничек:
“Я сына-то выращу – за него дочь отдам;
Дочь ту выращу – отдам за сына,
Чтобы Соловейкин род не переводился”.

Этот, на наш взгляд, дикий феномен также имеет объяснение. В Древней Руси были распространены так называемые эндогамные браки – когда (в отличие от браков экзогамных) разрешалось жениться лишь на жителе своего населенного пункта (к примеру, деревни). Естественно, что в этом месте все друг другу приходились родственниками и вправду были “во единый лик”, а инцест не считался зазорным.
Какова же реакция богатыря на такое открытие?

За досаду Илье Муромцу показалося;
Вынимал он саблю свою вострую,
Прирубил у Соловья всех детушек.

Вот так. Это уже за гранью допустимого как с точки зрения нынешней, так и тогдашней морали.
Но победителя не судят, и Соловей-разбойник поступает в полное рабство к Илье Муромцу. Они вместе следуют в Киев, где богатырь запросто добивается аудиенции у князя Владимира Красное Солнышко и докладывает ему о своих подвигах, в числе которых и этот: “Я сошиб Соловья-разбойника”.
Красное Солнышко явно заинтересован:

“Ох ты, гой еси, Соловейко-разбойничек!
Ты взойди ко мне в палату белу-каменну”.

Ответ держит Соловейко-разбойник:
“Не твоя слуга, не тее служу, не тея
и слушаю;
Я служу и слушаю Илью Муромца”.

Князю Владимиру ужасно хочется послушать Соловья-разбойника. В результате он упрашивает Илью Муромца, чтобы тот отдал своему пленнику соответствующее распоряжение. Тот соглашается, на всякий случай берет князя и княгиню себе под руки (“под пазушки”), и шоу начинается:

Свистнул Соловейка во весь голос:
Сняло у палат верх по окончики,
Разломало все связи железные,
Попадали все сильны могучи богатыри,
Упали все знатны князья, бояре,
Один устоял Илья Муромец.

Князь Владимир, естественно, интересуется, каким образом Соловья удалось победить. Тут-то и проясняется еще одно обстоятельство былинного сражения (несомненно, объясняющее также и причину, по которой не явилася пресловутая ватага, состоявшая, естественно, из родственников). Соловей-разбойник отвечает:

“Ведь на ту пору больно пьян я был,
У меня большая дочь была именинница”.

Таким образом, доблесть богатыря еще несколько умаляется, и, разумеется, это не слишком-то понравилось явно карьерно ориентированному богатырю. Вот как он поступил со своим преданным слугой:

Это слово Илье Муромцу не показалося,
Взял он Соловейку за вершиночку,
Вывел его на княженецкий двор,
Кинул его выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего;
До сырой земли допускивал –
ино подхватывал;
Расшиб Соловейко свои все тут косточки.

Эта страшная расправа впечатлила князя, и он предложил Илье Муромцу выбрать себе место за обеденным (точнее, пиршеским) столом. Дозволялось сесть и рядом, и напротив князя. В то время (как, впрочем, и в наше) местоположение на пиршестве было понятием статусным. Илья Муромец подумал и сел прямо напротив Владимира. Тут-то и случился непредвиденный конфликт. На пиру, оказывается, присутствовал еще один известный богатырь, ранее в былине не упоминавшийся ни разу. Недолго думая, он совершил поступок, явно расходящийся с идиллией, запечатленной на картине Васнецова “Богатыри” (по которой большинство и составляет впечатление об этих персонажах отечественного героического эпоса):

За досаду Алеше Поповичу показалося;
Взял Алеша булатный нож,
Он и кинул его в Илью Муромца.
Поймал на полету Илья булатный нож,
Взоткнул его в дубовый стол.

Вот так. Древнерусский Родригес какой-то.
И на этом все. Конец былины.
Кстати, существует множество различных вариантов этого события. К примеру, в одном из советских пересказов Соловей-разбойник вместе с Ильей Муромцем предстают чуть ли не борцами с самодержавием: “Единым духом выпил он пару вина, да как засвищет! Маковки на теремах покривились, рамы в окошках развалились, а люди все вокруг замертво легли. Сам Владимир-князь с головой шубой укрылся, с крыльца в горницу убежал”.
Разумеется, и наше толкование не единственно возможное.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru