СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ДОМ УЧИТЕЛЯ
«Стандарты, ЕГЭ, профильная школа...
Педагогическая экспертиза государственных
инициатив в области образования»
Чтобы дать почувствовать атмосферу,
царившую в зале, мы предлагаем читателю беглый
обзор реплик, звучавших из уст участников
дискуссии – учителей и экспертов.
– Известно, что ЕГЭ, стандарты и профильная школа
– это инициативы, родившиеся на каких-то этажах
государственной власти. Но кому конкретно
принадлежат эти инициативы? Может быть,
«государственная инициатива» – это легкий
способ спрятаться от ответственности?
– Крайне интересный вопрос – механизмы рождения
бюрократических инициатив. Нередко это что-то
похожее на рождение поручика Киже. Все бумаги в
порядке – нет только содержания.
– От педагогов поступают конструктивные
предложения в адрес министерства, но предложений
не слышат. Почему? Потому что эти предложения «не
укладываются в формат». В тот формат слуха,
который заранее знает, что ему нужно. Не
укладываются в формат уже принятых решений.
– Есть два пути экспертизы качества получаемого
детьми образования: технократический и
гуманитарный. Сегодня доминирует первый, потому
что такую экспертизу легче проводить и она
позволяет выстроить всех детей по ранжиру. При
этом не волнует, что никакой реальный уровень
образованности не экспертируется, поскольку
образованность любого человека определяется
вовсе не количеством усвоенных учебных знаний. У
гуманитарной экспертизы качества образования
есть только один недостаток – она разрушает
сложившиеся схемы управления образованием.
– Каковы альтернативные, гуманитарные процедуры
определения качества получаемого детьми
образования? Это, например, экзамены максимально
открытого типа, когда ребенок получает
возможность пользоваться любой литературой. В
этом случае предметом экзаменовки становятся не
накопленные знания, а способность думать и
работать с информационными потоками. Другой
вариант – это защита учащимися своих личных
проектов или предоставление других творческих
работ. Обычные претензии к такого рода
процедурам таковы: это процедуры, которые более
затратны по времени, и здесь не может быть
технологичных критериев оценки. Но зато
известные школе «технологичные» инструменты
оценки вообще не способны оценить реальный
уровень образованности – наивно полагать, что
уровень образованности человека определяется
количеством усвоенных учебных знаний.
– В идеологии стандартов все упирается в жажду
сравнения всех детей друг с другом, в жажду
ранжирования.
– Ничего не изменится, пока не произойдет
радикальная смена поколений и не утвердится в
жизни то поколение, которое ничего не боится. В
том числе на разных этажах государственной
власти.
– Опаснее страха только цинизм.
– Результатов в школе не будет, пока учителю не
позволят снять с себя робу раба и иметь ту
свободу, которой он достоин, пока не перестанут
контролировать каждый его шаг, каждый вздох,
каждую цифру, каждый день и час.
– У меня вопрос к министру: а кто те люди, что
проверяют учителя? Не надо проверять работу
учителя – проверяйте результат. А уже по
результату оценивайте и школу, и учителя.
Ну почему у нас одна мысль про детей: как их
получше проверить и проконтролировать?
– Единственный выход, который есть сегодня у
школы, – это заменить ведомственный контроль
общественным. Для этого надо работать с
родителями. Это сейчас не только задача, но и
выход для школы. Система сама учителей никогда не
отпустит на свободу. Те, кто сегодня у школьной
власти, будут пользоваться их сегодняшним
положением. А последние десять лет показывают,
что ресурс терпения учителя просто неисчерпаем.
– Сегодня школа боится родителей. Хотя именно
это тот коридор, по которому только и могут
прийти в школу перемены, продиктованные не
потребностями власти.
– Административная система действует как
организм со своими собственными интересами:
сохраниться как системе. Ее нельзя
реформировать. И призыв использовать родителей
не поможет.
– А в самом учителе нет ли чего такого, из-за чего
он сидит в подвале? Оправдан ли этот страх? Много
ли случаев, чтобы учитель был выдворен из школы
за то, что он не послушал администратора? При
нашей зарплате и нашем кадровом голоде это
практически невозможно.
– Я работаю в школе и в вузе. И много лет совмещая
эту работу, понимаю, что это несоприкасающиеся
миры. Почему-то сейчас на всех уровнях решено и
принято, что школа – это одна большая стартовая
площадка в вуз. Мы зациклены только на том, чтобы
всех подготовить к поступлению.
– Симон Львович Соловейчик говорил, что мы не
готовим детей к чему-то: к поступлению, к жизни –
мы с ними живем. Как живем, так и живем. Критерием
работы нашей школы может быть состояние души
ребенка. А мы сейчас обсуждаем не это, а нашу
клетку, ее цвет, материал, кто и каким ключом
будет открывать двери.
– Мы все в двойном стандарте – живем по одному,
отчитываемся по другому. На аттестации нас
спрашивают о чем-то, совершенно не касающемся
того, что мы на самом деле делаем.
– Все говорят об объективной оценке труда
учителя. Но это миф. Оценка обязана быть
субъективной, потому что она в сфере ценностей.
Оценка – это отношение. А вовсе не основание для
выстраивания всех по ранжиру.
– Почему в школе нет гуманитарной экспертизы?
Потому что управленцы боятся потерять власть. И у
них востребовано только то, что позволяет
упрочить власть и контроль.
– Наши педагогика и психология, как мне ни
печально об этом говорить, с родимым пятном
технократического подхода. За что бы ни взялись,
везде инженерный подход: проектировать,
управлять, рассуждать в терминах плоскостей,
позиций, ролей.
А вот многие учителя – и еще в большей степени
дети – заинтересованы в гуманитарных
категориях. Они слышат человеческий язык.
Научные концепты и управленческий язык чужды им.
Они открыты, хотят понять себя, увидеть, куда
движутся, кто они такие.
– Учителя готовы пойти туда, куда им хочется, но
все время свербит: а ведь придут проверять, что
скажут? Многие все равно пытаются что-то делать,
ориентируясь прежде всего на то, как ребенок себя
чувствует. Как он относится к себе, к жизни,
становится ли он увереннее, сильнее, живее. Думаю,
что когда сами дети, сами учителя начнут
требовать к себе прежде всего такого отношения,
никакая бюрократическая машина не устоит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|