Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА 
 

Алексей ЮШКОВ,
Сергей КУРГАНОВ

Наука встреч

Чего ждут от школы дети и родители?
И насколько оправдываются их ожидания?

Как мы стремимся, естественно, из самых лучших побуждений, поскорее отправить шестилетних детей в школу! Нам кажется, им уже тесно в детском саду, они задают слишком глубокие вопросы. Но почему-то к исходу сентября у большинства шестилеток глаза потухают и в школу они уже больше идти не хотят. Как совместить серьезные познавательные интересы шестилеток и жесткие рамки школьной программы? То ли другая школа нужна, то ли… Об этом беседуют Алексей Юшков и Сергей Курганов, одни из создателей модели “Школы диалога культур”, о которой не раз писала наша газета.

Сергей Курганов, учитель начальных классов гимназии “Очаг” (г. Харьков). Детскому саду трудно удерживать шестилетних детей. Ведь для того чтобы создать им полноценную и интересную жизнь, надо иметь чрезвычайно квалифицированных и интеллектуально подготовленных воспитателей. Потому что ведь что такое дети-шестилетки? Это дети, которые начинают задавать серьезные вопросы, которые начинают интересно рисовать, интересно петь, и это нужно поддерживать, а для того чтобы поддерживать, например, рисование шестилетних детей, нужно хорошо разбираться в живописи, для того чтобы поддерживать интеллектуальную активность, надо думать о мире всерьез. Шестилетние дети – это маленькие философы, рассуждающие о вечных проблемах нашей жизни, и, для того чтобы разговаривать с ними, надо быть человеком не быта, а культуры. И поэтому, конечно, недостаточно только готовить детей к школе в подготовительных группах. Шестилетний ребенок – это не готовящееся к школе существо, он же еще и своей жизнью живет. Жизнью человека, который мир этот обдумывает всерьез. В школе ему будет не до мира, там надо прописи осваивать и пятерки получать, а шесть лет – это время такое хорошее, когда, с одной стороны, ты умен, образован, многое умеешь, а с другой – от тебя ничего такого особого не требуется, ты не должен еще делать ничего нормативного, жесткого. Можно рисовать что в голову взбредет, с рыбками, птичками общаться. И жалко ребенка в школу запихивать, потому что период необязательности каких-то мыслительных проявлений очень важен. Этот возраст хорош тем, что он несколько безответствен в хорошем смысле.

Алексей Юшков (г. Красноярск). Но часто получается, что ребенок был успешным в саду, со скуки хотел в школу, но, придя в нее, не смог выдержать там требований, и вот уже через 1,5–2–3 месяца он начинает отставать... Придя в школу, он становится устойчивым троечником. И возникает ситуация еще более сложная, чем та, как если бы он пошел в школу в семь лет. Он же рассчитывал на успех. А получилось совсем не так.
Ведь в класс пришли и семилетние дети, у которых ресурса больше. И взрослый, естественно, ориентируется на этих семилеток, они становятся лидирующей группой, задают темп. А шестилетки начинают выпадать.
С.К. Но мы же можем образовывать классы с шестилетними детьми...
А.Ю. Этого никто не будет делать в пределах наших социальных отношений. Классы формируются по желанию родителей под педагога. Есть рейтинг, система...
С.К. Да, это одна из причин, почему родители отдают детей в школу с шести лет. Например, в это время какая-нибудь очень известная учительница берет свой очередной первый класс. Родители торопятся и делают ошибку.
А.Ю. Допустим, ребенок к концу детского сада умеет хорошо читать, пишет и легко общается, значит, его пора отдавать в школу. У таких родителей всегда есть свое понимание, как жить и что нужно их ребенку, но они не понимают, что успех ребенка зависит от его окружения. Для них начальная школа – все равно что старшая. Нет принципиальной разницы. Как только ребенок стал чуть-чуть успешным, его сразу выдергивают и помещают в более экстремальные условия. Откуда берется у родителей такая идея? Почему они спешат? Почему полагают, что, чем раньше мы его выдернем из этой успешной среды и переведем в школу, тем лучше будет для ребенка?
С.К. Наверное, не все родители так рассуждают. Есть и такие, для которых отсутствие тревожности и наличие детской комфортности более значимо. Чем больше становится обеспеченных родителей, тем больше они начинают ценить ситуацию спокойствия, особенно если это второй ребенок. Например, начинает цениться бодрое, хорошее утреннее настроение, отсутствие усталости в школе. Хорошо, если дети идут в школу в хорошем настроении и хотят в нее идти. Хорошо, если дома они не заняты бесконечным выполнением уроков.
А.Ю. То есть ценностью и критерием хорошей школы становится спокойствие ребенка.
С.К. Да, да, да. Я вижу, что в начальной школе, особенно для тех родителей, которые своим ребенком занимаются, становится ценностью именно это. Ребенок не плачет по поводу школы, не боится дневник показывать, не скрывает, что происходит в школе. Для современных родителей ценна именно такая школа.
Однако желание психологического комфорта для ребенка ведет к тому, что некоторые родители невольно передают учителям свои родительские функции. Но если есть ожидания родителей, чтобы учитель был “вторая мама” или “второй папа”, то искажается вся картина детского сообщества. Она порождает у родителей ненужные ожидания, а у учителя ненужные амбиции, поскольку учитель не должен подменять собой фигуру родителя. Здесь возникает проблема. Действительно, некоторые родители посылают своего ребенка с шести лет в школу, чтобы там он увидел значимую для себя светлую личность. И тем самым подменяют учебную ситуацию. Для учителя важно предметное содержание, а для родителей – личность самого учителя. Возникает конфликт между родительскими ожиданиями и деятельностью учителя.
А.Ю. Именно поэтому можно выделить и такую родительскую группу, которая ожидает, как ни удивительно, жесткого отношения к ребенку. Требование родителями жесткости – это косвенный критерий того, что у них не хватает ресурса выстроить нормальные отношения со своим ребенком и друг с другом. Причем такие родители встречаются как в детском саду, так и в школе.
С.К. И жесткость учителя по отношению к детям есть следствие того, что в классе много детей, у которых размыт образ взрослости в семье. Их родители ожидают, что вот наконец-то появится сильная и добрая рука, которая приведет ребенка в поле культуры. Если же образ взрослого не размыт, то родителями и учителем обсуждаются не проблемы дисциплины на уроке, а содержательные проблемы. А вот детский сад, воспитательницы, которые работают в нем, психологи, методисты все же могут исправлять возникающие противоречия между ребенком и родителями. Там есть на это время и возможности. В школе же подобная работа лишь попытка наверстать упущенное.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru