Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Истории про двоечников с продолжением


Школьное обозрение.
Бюллетень учебного книгоиздания.
Журнал 2003, № 3

Большинство материалов нового номера журнала «Школьное обозрение. Бюллетень учебного книгоиздания» (№ 3, 2003) так или иначе оказалось связано с информационными технологиями. Школьный предмет, вокруг которого было затеяно обсуждение на страницах журнала, сегодня вызывает горячие споры педагогической общественности. Это информатика в начальной школе.
Итак, информатика в начальной школе – одно из тех новшеств, обещают нам разработчики проекта стандартов среднего образования, которое заставит нашу школу шагать в ногу с временем. Однако, как показывает тематическая подборка материалов этого номера журнала (проблемам информатизации начального образования посвящены статья специалиста МО РФ Марины Цветковой, ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова и др.), информатика в начальной школе – слишком расплывчатая область. На практике содержание этих уроков весьма разнообразно: и решение логических задач, и овладение простыми компьютерными редакторами, и создание дизайнерских проектов...
В материалах Людмилы Босовой («Пропедевтика бывает разной») и Андрея Маргулева («С чего начинается информатика») анализируются современные учебники для занятий информатикой в начальной школе. Оснований для оптимизма относительно судьбы нового предмета после прочтения этих материалов остается мало. Но они есть.
Так, пока существует единственный учебно-методический комплект для начальной школы по информатике (речь идет об УМК С.Симоновича для 2 класса), который рассчитан на реальное использование компьютера при сохранении возможности бескомпьютерного обучения, а также ориентирован на учителей начальных классов (именно им, а не специалистам-информатикам рекомендует МО РФ вести этот предмет).
Конечно, естественный вопрос при разговоре об информатике в начальной школе – о здоровье детей. Алексей Муранов в обзоре мультимедиа для младшей школы «Условия для безопасного творчества», рассуждая о технических требованиях к школьному компьютерному классу (которые, кстати, весьма неопределенны), добавляет между прочим: «Компьютер, включенный в череду смены деятельности на уроке, не увеличивает, а уменьшает нагрузку» (с. 15). Трудно не согласиться с этой мыслью. Однако совершенно ясно, что тема «здоровье младших школьников и компьютер» оставляет пока слишком много вопросов.
Большой блок материалов журнала посвящен деятельности российской информационной системы учебного книгоиздания, проект по созданию которой был запущен два года назад Национальным фондом подготовки кадров. Директора тринадцати региональных информационных центров рассказывают в журнале о том, как работает система заказа учебника, ведется переподготовка школьных библиотекарей и методистов по учебным фондам в их регионе.
Как всегда, в постоянной рубрике «ФЭС» журнал публикует очередной список учебной и воспитательной литературы, допущенной к использованию в школе за два прошедших месяца. Особенно это ценно, когда речь идет о таких пока только разворачивающихся направлениях книгоиздания, как, например, коррекционная школа и национальная школа, ведь здесь каждая новинка – событие. Подробные аннотации на каждое издание помогут учителю, психологу, библиотекарю не пропустить нужное издание.
Приятное чтение, к которому читатели журнала наверняка уже привыкли, – серия портретов «Русский язык: типология двоечников». Как помочь ребенку, которого превращает в двоечника душевная неуравновешенность? – вопрос поднимает Татьяна Базарова в статье «Подранок». Это уже четвертый портрет замечательной серии. Вероятно, продолжение следует?
Ждем.

Борис ЗАЛЕССКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru