Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Психоформовка против саморазвития


Как воспитать в себе внимательность.   Характеры.
Книга первая.
Как воспитать в себе послушание.  Характеры.
Книга вторая.
США: Институт жизненных принципов

Период первоначального накопления капитала совпал в нашей стране с глубочайшим обмороком общественного сознания. Тогда-то в моду и вошли антисоветские самоуничижительные настроения, вскоре дополнившиеся смирением и всепрощением (иллюстрация к этому тезису – вся плеяда отечественных кинофильмов начала девяностых). Настроения эти проникли не просто в глубь сознания постсоветского социума: они стали его фундаментом и ныне преподаются в некоторых школах как отдельные дисциплины.
В моих руках тетрадь для ученика младших классов: прекрасная полиграфия, изящными буквами написано: «Как воспитать в себе внимательность». Вроде бы неплохое для школьника дело – внимательность. А воспитание, да еще и самовоспитание – вообще здорово. Этому нас еще советские учителя учили. Открываем тетрадку. Издал ее в штате Иллинойс США некий Институт главных жизненных принципов. Глава вторая «Как Бог призывает нас к внимательности» уже приподнимает завесу относительно конфессиональной принадлежности института – судя по всему, он католический. Но какой! Впрочем, судите сами.
Первый совет детишкам, как быть внимательным: «Прислушивайтесь к Богу». Затем идут примеры того, как Иисус был внимателен. И вот что удивительно: практически каждый пример напрашивается на опровержение, если вы мало-мальски знакомы с Библией. «Он слушался родителей»: вспоминаем сцену с неприятием или непослушанием своей матери, когда с учениками Иисус прошел мимо нее. «Он подчинялся земным властям»: да помилуйте, пасторы уважаемые! Не эти ли власти распяли его за неподчинение? Дальше вообще перл: «Он учил слушаться работодателей».
Бог ты мой! Поневоле задумаешься: а кто такие учебники сочиняет? Не те ли, кому требуются безропотные рабы (пусть и Божьи в данном случае)? Тонко работают, черти! С малолетства приучают к повиновению всяким Рональдам Макдональдам. Обескураживает иллюстрация под названием: «Как Бог демонстрирует важность внимательности» – рисунок, по качеству не уступающий учебнику биологии для старшеклассников. Оказывается, устройство уха есть неопровержимое доказательство внимательности Господа к проблеме внимательности. И ведь ловко как сделано – вроде бы чистая морфология, но тут же и теология. Далее католики предлагают (только не смейтесь) детям учиться внимательности у… лесных уток. Картиночки (уточки) очень нежные, интересные, притягивают детский взгляд. А текст в это время утрамбовывает нужную для богобоязненности информацию. В конце глав – контрольные задания. На тему «Внимательны ли вы?» задаются следующие вопросы: «Часто ли я молюсь в уединении?», «Предстаю ли я пред лицом Бога?» и т.д. Прямо допрос какой-то по совсем неподходящему поводу. Очевиден крутой религиозный уклон этой тетрадки по «воспитанию в себе внимательности». Подчеркну – внимательности, а не внимания. Так как внимание – это психическая функция, а пасторы таких научных терминов боятся.
Хотя наукообразие, хорошая полиграфия, иллюстрации – все это наивных родителей и их детей, безусловно, приведет в восторг.
В главе «Как быть внимательным к гражданским властям» обнаруживаются такие красоты проповеди, которые и без комментариев красноречивы: «Когда вы знакомитесь с представителем гражданской власти, выскажите ему свое уважение, объяснив, что вы опираетесь в данном случае на учение Библии, так как он – слуга Божий, призванный творить добро». И еще: «Когда власти принимают меры в отношении отдельных лиц или выступают с заявлениями по политическим вопросам, старайтесь точно понять их мотивы. Часто подлинные намерения властей остаются непонятными, и люди обижаются. Но при внимательном рассмотрении действия могут оказаться полезными для всех».
Что это? Уж не проповедь ли для политических заключенных времен самодержавия? И этому учат наших детей? Более того – тут даже специальная главка имеется с наставлением: «Прислушивайтесь к личным нуждам властей». Любопытное мировоззрение складывается из таких вот сентенций. Впрочем, что мы все вокруг да около? Вот другая тетрадь, в которой изложено уже непосредственно, «как научиться послушанию». Нет, не наукам, чтобы покорить космос или глубины океана. Нет, дерзатели и герои тому обществу, которое создало такие учебные пособия, – особенно в нашей неблагополучной стране, не нужны. Послушание – вот чего ждут они от нас.
На этот раз книга издана уже, как значится на развороте, «Американским институтом передового обучения», но адрес тот же. Эта тетрадь уже прямым, очень хорошо и литературно составленным русским текстом наставляет: «Бог установил четыре вида власти. Это родители, церковные власти, государственные ведомства и работодатели». Может, это включить в новый КЗОТ? И вновь смехотворные примеры демонстрации послушания Иисуса: «Он был послушен воле своих родителей, религиозным старейшинам, земным властям…». Ох, пасторы: ну простим мы вам незнание и неуважение нашей культуры, традиций общественного сознания, коль оно все никак не проснется. Но вот незнание вашей же Библии как простить? Не сам ли ушел Он из дома родителей? Не с религиозными ли старейшинами-фарисеями спорил Иисус? Не земную ли власть презрел, проповедуя небесную?
Нет, братцы-пасторы: мы все же недаром считаем Христа первым революционером! Такова, если хотите, специфика нашего понимания Библии. Призыв не к послушанию, а к борьбе за царство небесное на Земле видим мы в ней.
Но наконец-то проповедники раскрывают свои карты: «Дайте Богу управлять вашими финансами», «Церковным лидерам нужна ваша финансовая поддержка». Банальные бизнесмены-обиралы эти пасторы. До какой степени нужно не уважать человеческую, пусть пока и детскую способность мышления, чтобы рассчитывать такими учебниками воспитать себе среди наших детей паству!
Но, слава науке, отечественная педагогическая психология богата еще с 30-х годов ХХ века своим собственным учением о развитии высших психических функций в младшем школьном и других возрастах. И тут мракобесам из Американского института передового обучения делать давно уже нечего. Основой этой теории Льва Выготского, непревзойденного гения марксистской культурно-исторической психологии, является представление о том, что, учась, ребенок не благодаря «послушанию» или «внимательности», а рефлексивно, то есть сознательно, овладевает такими психическими функциями, как устная и письменная речь, внимание, мышление. Психическое развитие – это саморазвитие, субъективный акт. «Каждая психическая функция приходит к ребенку дважды, – учит Выготский, – первый раз как общественная, представленная в общении между людьми, а второй раз как собственная, уже индивидуальная». Таким образом, выходит, что развивается ребенок путем присвоения общественных навыков на психическом уровне.
Не все пасторам масленица: московским издательством «Генезис» разработана серия учебных пособий «Жизненные навыки» под редакцией С.В.Кривцовой – для преподавания психологии уже с первого класса. Ученические тетради, размером такие же, как и католические, пусть и не столь красочны, зато разумны и полезны. И как приятно тут прочитать родное «тетрадь ученика(цы)…» вместо католического «эта книга принадлежит…»: мировоззрение умещается даже в этих словосочетаниях. Тетрадь принадлежит ученику так же, как он потом – Богом данному работодателю. Собственническая доминанта налицо.
В какой же век мы откатились благодаря всевозможным плюрализмам и толерантности, если рядом с разработанной последователями Л.С. Выготского научной системой «развивающего обучения», существующей в РФ в качестве «альтернативной», полноправными конкурентами себя чувствуют архаические мракобесы из Института передового обучения? Не пора ли взяться за головы – причем уже не за собственные, а за детские?

Дмитрий ЧЕРНЫЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru