Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИРАЖИ 
 

Гордон Драйден и Джаннет Вос. «Революция в обучении! Научить мир учиться по-новому!»Это книга, которая просто обязывает любого учителя, увидевшего ее на прилавке магазина, тут же открыть кошелек. Написанная Гордоном Драйденом и Джаннет Вос, вышедшая на языке оригинала в 1999 году и опубликованная у нас в 2003-м, она искушает и заманивает. Достаточно бросить взгляд на обложку: «Революция в обучении!», «Научить мир учиться по-новому!», «Пропуск в XXI век!», «Продано 10,5 млн копий!».
Несколько предваряющих книгу страниц заполнены отзывами известных людей: «Подлинно революционная книга», «Своеобразная энциклопедия образования», «Первая попытка ответить на вопрос, в каком направлении будет развиваться образование в новом веке», «Одна из лучших книг о современных методах обучения», «Книга предоставляет широкие возможности изучить и применить новые методики обучения».
Открываешь книгу с внутренним трепетом: вот она, свершившаяся мечта миллионов учителей и родителей. К сожалению, на деле все оказывается скучным и банальным. Наиболее глубокие психолого-педагогические открытия ХХ века авторов явно не коснулись. Зато глубоко волнуют различного рода чудесные педагогические средства, позволяющие любого ребенка «научить чему угодно и когда угодно».
Впрочем, скоро понимаешь, что у книги есть как минимум одно реальное достоинство, позволяющее отнестись к ней всерьез. Она представляет собой обширное собрание целого ряда новейших педагогических мифов, иллюзий и заблуждений, которые распространены в массовом педагогическом сознании и потому дают повод поговорить о том, что есть образование по своей сути, и по каким образовательным траекториям будет или не будет развиваться человечество в связи с очередным этапом информационной революции.

 

Александр ЛОБОК

Бремя революции

Мифология современного образования в размышлениях на полях одной книги

Миф об усвоении

Уже на первой странице читателю предлагается некая образовательная игра под названием «Как бегло прочитать эту книгу за 15–30 минут». Дело в том, что все четные страницы увесистого тома – это страницы, представляющие собой рекламные постеры, на которых изложены основные максимы книги. А инструкция такова. Читатель должен вначале просмотреть все рекламные страницы и постараться бегло усвоить их содержание. Затем внимательно прочитать всю книгу, «выделяя цветным маркером ключевые позиции». Затем «освежить в своей памяти важные положения» и так далее, пока важные положения книги не будут прочно усвоены.
Хочется спросить: а читатель может иметь свой взгляд на предлагаемые авторами темы? Авторам это неинтересно. Важно одно: чтобы читатель максимально эффективно усвоил излагаемые ими идеи.
Таким образом, уже на самых первых страницах мы сталкиваемся с определенным образовательным подходом, суть которого может быть определена как «эффективная манипуляция сознанием».
И чтобы не осталось уже никаких сомнений по этому поводу, второй предваряющий книгу постер называется «Как запомнить все основные идеи». При этом даже не обсуждается вопрос, а с какой стати читатель вообще должен запоминать все (!!!) основные идеи книги.
Вообще-то говоря, специфика человеческого сознания заключается в том, что оно постоянно ведет отбор и выбирает для усвоения (а точнее – для внутреннего диалога) индивидуально-значимую информацию, и никто не может навязать сознанию внешнюю информационную программу. Во всяком случае, в этом механизме – залог личностного своеобразия, на котором строится весь процесс развития культуры. Если человек лишается права информационного выбора, если в него «вводят» какую-то информацию, он не развивается личностно, превращаясь в информационную машину. В этом, кстати, один из основных пороков традиционной школы, и этот порок оказывается доведен в рецензируемой книге до технологического совершенства.

Миф о знании

Психологам и педагогам хорошо известно, что главное в формировании образованного человека – это не столько развитие способности усваивать чужое знание, сколько способность производить свое собственное знание. Все знания, которые можно найти в книгах, были когда-то впервые созданы, кем-то изобретены. И развитие культуры продолжается в той мере, в какой происходит этот процесс производства все нового и нового знания.
Способность к производству собственного знания человек демонстрирует практически с первого дня жизни: все, что мы называем собственным опытом, – это и есть не что иное, как процесс производства своего знания об окружающем мире и о жизни. И чем более продуктивно вырабатывает человек собственный взгляд на мир и собственное знание о мире, чем более богат его личный опыт проживания окружающего мира, тем более эффективно он вступает в диалог с миром готовой информации – миром чужого знания, предлагаемого ему учителями, родителями или специальными информационными носителями (книги, мультимедиа и т.д.).
На протяжении долгого времени систематическое образование было ориентировано на то, чтобы научить человека работать с готовым знанием, и на этом пути традиционная система добилась определенных успехов. Вместе с тем чрезвычайно мало внимания уделялось развитию у ребенка способности производить собственное знание о мире. А именно эта часть задачи выходит сегодня на первый план. Важно, чтобы человек не был информационным потребителем, а умел держать дистанцию по отношению к любому внешнему знанию.
Что касается книги «Революция в обучении», здесь образование сводится исключительно к усвоению чужого знания. Единственное творческое право, которое делегируется обучаемому, – это перекомбинация получаемой извне информации.
«...Сотрудники, обучавшиеся на курсах эффективного обучения компании «Интел», смогли увеличить объем своих знаний по конкретному предмету на 507% по сравнению с 23%, полученными студентами при использовании обычных методов обучения».
Оставим в стороне вопрос о процедурах, с помощью которых удалось провести столь точные измерения. Отметим другое: даже не обсуждается: а зачем человеку «увеличивать объем знаний по конкретному предмету» в пять раз? Информационно перегруженный человек малопродуктивен. Его можно использовать как ходячий справочник (хотя проще пользоваться электронными носителями информации), но он, как правило, не умеет ставить проблемы и эффективно их решать. Не случайно в любой компании в первую очередь ценятся «креативы» – люди, обладающие способностью нестандартного видения и самостоятельным мышлением. Но информационная перегруженность мешает продуктивности.
«Это книга о вашей личной революции в обучении: о том, как выучить все что угодно быстрее, лучше и легче...».
И снова повисает в воздухе вопрос: а зачем, собственно говоря, человек должен уметь «учить все что угодно»?

Миф о творчестве

Нет, концепция творчества в книге есть. И даже разговор о том, как учиться творчеству, ведется в разделе «Как научиться находить гениальные решения».
Заметим, правда, что та концепция творчества, которую исповедуют авторы, была популярна в мировой психологии лет сто назад. Творчество – это деятельность по перекомбинации имеющихся элементов.
«Наш мозг обладает не только фантастической способностью хранить информацию, но и удивительной способностью перегруппировывать эту информацию по-новому, то есть генерировать новые идеи. Если говорить совсем кратко, новая идея – это новая комбинация старых элементов. Запишите эту фразу, подчеркните ее и накрепко запомните. Возможно, это будет самая важная мысль из всех, какие вы когда-либо записывали. Нет новых элементов. Есть только новые комбинации».
Самый главный вопрос современной психологии творчества: как происходит порождение новых идей, которые не являются перекомбинацией старых. Для авторов книги этой проблемы просто не существует. Что такое стихи Пушкина или проза Достоевского, как не новая комбинация слов, которые существовали и до них? Что такое симфония Бетховена, как не новая комбинация звуков, которые существовали и раньше?.. Загвоздка лишь в том, что элементами литературного текста или музыкального произведения являются вовсе не слова или звуки, а образы. И создание музыкального или поэтического образа – это и есть элементарная клеточка творческого процесса в описываемых случаях.
Все это прекрасно известно любому профессионалу, исследующему сущность творчества в любой области культуры и науки. Но авторам книги, ратующим за приобщение читателей «ко всем знаниям, которые выработало человечество», недосуг не только подумать, но хотя бы добыть необходимую для данного случая информацию.

Миф о свободном доступе к информации

«Каждый компьютер, имеющий выход в Интернет, будет обладать доступом к знаниям, накопленным всем человечеством в области науки, бизнеса и искусства за 30 000 лет, начиная с того времени, когда мы стали разрисовывать стены пещер», – заявляют авторы.
«Большинство учеников все равно часто скучают, сидя в классах школ безвозвратно ушедшей эпохи. Правда, есть и образцовые школы, где учащиеся имеют мгновенный доступ к курсам лучших в мире преподавателей, величайшим идеям, прекрасным библиотекам, художественным галереям и справочникам. А их преподаватели действуют как наставники и гиды, используя в качестве классной комнаты целый мир».
Итак, нужно открыть детям доступ ко всем мировым информационным источникам. Звучит красиво и заманчиво. Но не будем торопиться усвоить эту «важную информацию» – давайте сначала задумаемся.
Это когда информационных источников нет или их мало, испытываешь по ним тоску. Когда же их становится много, ситуация меняется радикально: ты не знаешь, что со всем этим изобилием делать.
Человеческая жизнь принципиально ограничена, и она несопоставима с практически безразмерными (и постоянно растущими) информационными ресурсами мира. И дело не в том, сколько мне предоставлено ресурсов, – дело в моем желании и в моей способности путешествовать по этим ресурсам.
Потенциальный доступ – это не реальный доступ, и постоянный пользователь Интернета получает в свое распоряжение столько, сколько он способен взять. Миллионы людей, которые имеют сегодня доступ практически к любым информационным источникам, отнюдь не становятся заведомо образованнее тех, кто не имеет такого доступа. Интернет ли в моем распоряжении или традиционная библиотека – временной ресурс моего доступа к культурным сокровищам заведомо ограничен двадцатью четырьмя часами в сутки. И суток этих в моей жизни вполне определенное количество: как бы я ни старался, я не смогу прослушать тысячной доли лучших лекций или прочитать тысячную долю лучших книг.
Впрочем, культура строит себя настолько хитрым, ветвящимся образом, что это и не требуется. Год за годом происходит дивергенция культурных миров, и каждый человек на протяжении своей жизни прикасается лишь к некоторым из них, давно уже не претендуя на культурный универсализм и всеохватность. Так что вопрос вовсе не в том, чтобы человек «использовал в качестве классной комнаты целый мир» – это попросту невозможно, а чтобы сумел проложить в этом неохватном мире хотя бы небольшую, но все-таки свою траекторию.

Миф о доступности лучших преподавателей

«Самые успешные из 59 млн учителей современности ежедневно работают только с 20–40 учащимися одновременно, хотя современные технологии уже позволяют преподавателям делиться своими знаниями с миллионами учеников, живущих в разных странах мира». «В настоящее время выдающиеся преподаватели могут одновременно обучать миллионы людей, используя преимущества интерактивных электронных средств связи и получая хороший доход от занятий тем, что доставляет им удовольствие».
Потрясающе наивная интерпретация труда преподавателя! Авторам словно невдомек, что специфика труда хорошего преподавателя как раз и состоит в его способности вести индивидуальный диалог с небольшим количеством учеников. Перед миллионной аудиторией можно читать проповедь или лекцию – не более. Сократ, выведенный на телевизионный экран или экран монитора, перестает быть Сократом, потому что он утрачивает своего живого и единственного собеседника.

Миф о спасительных мультимедиа

«Обеспечьте учеников и студентов лучшими в мире мультимедийными инструментами, и они самостоятельно начнут изобретать свое будущее».
Однако миллионы людей, уже имеющие доступ к «лучшим в мире мультимедийным инструментам», вовсе не спешат ими пользоваться. Они предпочитают тратить сотни часов времени на различного рода игры и развлечения, и лишь считанные единицы пытаются использовать мультимедиа как инструмент образования. Так что сама по себе доступность мультимедиа не решает еще ни одной собственно педагогической задачи. Существуют десятки школ, в которых есть мощная компьютерная техника и целые библиотеки мощных мультимедийных программ. Но ни учителя, ни дети не знают, что со всем этим изобилием делать, как вступать с этим изобилием в диалог. Все старые учебные технологии, рассчитанные на ограниченный информационный ресурс учебника, приходят в негодность. А новых технологий, позволяющих совместить гигантский образовательный ресурс с объективной ограниченностью времени, попросту нет. Да в общем, и не может быть.
Сегодня мы вплотную приблизились к моменту, когда должны меняться не технологии обучения, а сами его смыслы. Отстаиваемый авторами архаический принцип обучения «каждый может выучить все что угодно» безнадежно устарел. Действительный вопрос образовательной революции – это вопрос философский: что есть человек, в чем смысл его существования, ради чего он приходит в этот мир?

Миф о сверхраннем обучении

«В штате Монтана... все четырехлетние учащиеся (!!!) детского сада... уже умеют читать, писать, знают орфографию и основы математики еще до того, как начинают посещать школу...». «Каждый ребенок может научиться читать, писать и считать еще до того, как пойдет в школу».
За популярным увлечением методами раннего и сверхраннего обучения детей стоит твердая убежденность в том, что именно обучение есть генеральная линия человеческого развития, и в том числе в раннем возрасте. Но так ли это? Многие качественные психологические исследования доказывают, что важнейшим условием полноценного развития человека в дошкольном возрасте является вовсе не освоение учебных навыков, а самореализация в различных типах игр (недидактических, что важно), становление и развитие пространства души, развитие средств социального диалога. Все это конфликтует с процессом раннего формирования чисто учебных навыков. Ведь человек, повторимся, не безразмерен. Сверхраннее обучение поглощает время и эмоциональные силы, а в результате у ребенка могут оказаться недоразвиты те психологические структуры, которые являются основой его социальной адекватности и творческой активности.

Нет, наши авторы абсолютно уверены в том, что главное в развитии маленького ребенка – это качественные учебные программы, позволяющие вложить в детскую голову как можно больше «правильной» информации.
Приведу характерный пример.
«Превращайте в урок каждый выход из дома. Ищите различные геометрические фигуры. Они – повсюду. Показывайте их своему ребенку, и скоро он сам начнет показывать их вам. Окружности – колеса, воздушные шары, солнце, луна, очки, тазы, тарелки, часы, монеты. Прямоугольники – двери, окна, многоквартирные дома, коробки с печеньем, книги, кровати и автофургоны. Квадраты – бумажные салфетки, носовые платки, окна и столешницы. Треугольники – крыши, горы, палатки, новогодние елки и паруса».
То, что любой профессиональный математик изумится той наивной трактовке геометрических фигур, которую предлагают авторы, – это полбеды. Хуже другое. То, что ребенку навязывается определенный – притом достаточно плоский – образ мира. Мир – это набор геометрических фигур. И точка. Ради чего?
А теперь представим себе ребенка, для которого мир, насыщенный цветами и красками реальных предметов, превращается в унылый набор окружностей, треугольников и квадратов!!!
Самое трудное и самое важное в дошкольном возрасте – это вовсе не формирование научных абстракций (тем более что это просто невозможно, как это доказали великие психологи ХХ века), а развитие поэтического, образного, фантазийного отношения к миру. Главное – чтобы ребенок не боялся видеть мир по-своему. Главное – чтобы в нем развилось мифопоэтическое отношение к миру – подлинный источник его творческой энергии. Главное, чтобы ребенок успел сформировать образ собственного «я» до того, как его начнут пичкать «правильными» школьными знаниями. Ведь образ собственного «я» – это своеобразный иммунитет против любых манипулятивных программ обучения, это гарантия того, что любое учебное знание будет восприниматься ребенком не как истина в последней инстанции, а как своеобразный вызов его собственному пониманию мира. Только в таком напряженном диалоге с любыми формами готового знания и происходит подлинное образование.

Миф о компьютерном общении всех со всеми

Оснащенные бесплатным доступом в Интернет, ученики «могут общаться с 533 млн других пользователей».
Истина этого утверждения заключается лишь в том, что деятельность общения – это действительно чрезвычайно мощная по своему образовательному потенциалу деятельность. В известной степени можно утверждать, что в общении человек образовывается больше, чем в процессе чтения книг и слушания лекций. Потому что общение – это всегда диалог, расшифровывание позиции другого человека и предъявление своей. Поэтому образование человек получает в первую очередь не в мире знаний, а в мире других людей.
Другое дело, что человек чрезвычайно плохо умеет пользоваться этим образовательным потенциалом. Как при общении вживую, так и при общении через Интернет. Более того, общение через Интернет связано с некоторыми трудностями, которые для многих непреодолимы: здесь общение выстраивается с помощью письменной речи, а интонационная и синтаксическая палитра этой речи у абсолютного большинства пользователей Интернета невероятно бедна и потому оказывается весьма неэффективным средством личностного самовыражения.
Ну а утверждение, что пользователь Интернета может общаться с 533 миллионами других пользователей – еще один миф, очередное наивное и нелепое утверждение. В реальности человек не может общаться не только с 533 миллионами, но и просто с пятьюстами тридцатью тремя собеседниками. Общаться (даже если речь идет о более или менее поверхностном общении) можно только с немногими. Человек на протяжении всей жизни ищет и лишь иногда находит тех единичных людей, что становятся его действительными собеседниками. И чем глубже общение – тем больше времени оно требует.

Миф об игровой педагогике

«В будущем обучение будет происходить на основе практической деятельности. Отказываясь от системы лекций, студент не просто будет читать об истории – он будет сам разыгрывать те или иные исторические события, словно участвуя в них».
Авторы не замечают, что этот их тезис прямо противоречит их же идеологии информационного обучения. Играть в историю, разумеется, безумно интересно. Но гораздо более затратно (с точки зрения времени, которого всегда в обрез) по сравнению с простым освоением учебника. У нее совершенно другие цели и смыслы. В ней происходит развитие личностных начал, развивается способность продуцировать собственное знание, проживается опыт некоторой самореализации. Что же касается «быстрого и эффективного усвоения знаний», к чему все время призывают авторы книги, то нужно отчетливо понимать: игра мешает этой учебной эффективности.

Миф об универсальных схемах научения

Мечта об универсальном педагогическом средстве, которое излечит школьников от лени и своеволия и сделает их всех как на подбор идеальными учениками, – давняя мечта многих родителей и учителей. Сегодня эта мечта воплощается с помощью самоновейшей техники. Например, в лабораториях по научению крыс.
«В Калифорнии профессор Мэриан Даймонд, в свое время препарировавшая мозг Альберта Эйнштейна, выращивает самых разумных в мире крыс и делает важные открытия, помогающие людям учиться быстрее и эффективнее». «В определенных условиях мозг животных начинает творить чудеса – так происходит и с человеческим мозгом».
Иначе говоря, ключ к научению видится в прямом воздействии на мозг – в снятии тех барьеров, которые мозг выставляет перед всякого рода обучающими программами. Главное – достичь поставленной экспериментатором цели: эффективно вложить в сознание запланированное содержание. И если это получается с крысами – отчего бы не попробовать с человеком? Золотая мечта некоторых школьных учителей – ученик, который точно и навсегда усваивает все, что ему предлагает учебная программа.
При этом авторы даже не задумываются над тем, что барьеры, которые человеческий мозг выставляет перед различного рода обучающими программами, не случайны. Благодаря этим барьерам человек фильтрует гигантский информационный поток и формирует позицию своей личной независимости по отношению к любой идущей извне информации. Эта личная независимость есть важнейшее условие собственно человеческого образования – образования, результатом которого становится непохожесть одного человека на другого.
Воистину великое отличие человека от животных заключается в его способности не поддаваться дрессуре и непрерывно творить авторские, своевольные образы собственного существования в мире. Если поведение любой живой особи в той или иной ситуации легко спрогнозировать, исходя из ее видовых особенностей, то специфика человека заключается в том, что его видовое поведение обладает воистину неисчерпаемым многообразием. В одной и той же стандартной ситуации два человека будут вести себя принципиально по-разному. И чем более образован человек, тем более индивидуализировано его мышление и его поведение.
Но, таким образом, любая педагогическая дрессура, научающая человека неким одинаковым и универсально-правильным вещам, не является собственно человеческим образованием. Такая дрессура позволяет человеку до определенной степени адаптироваться к тем или иным требованиям социума, но не позволяет стать составляющей общекультурного процесса.
Человек никогда не совпадает с тем, чему его учат, и чем больше это несовпадение, тем больше он человек. Эта принципиальная особенность человеческого обучения и является основой того невероятного, практически неисчерпаемого разнообразия, которое представляет собой мир культуры. Если бы человеческое обучение действительно свелось к максимально эффективному усвоению кем-то предлагаемых программ, тут же прекратился бы процесс непрерывной культурной дивергенции и произошел бы культурный коллапс – смерть культуры.

* * *

Такова излагаемая в книге программа образовательной революции. Плюс воодушевляющие рассказы про разного рода «успешные» школы, в которых происходят чудеса усвоения огромных количеств учебной информации за счет использования специализированных методов научения.
Те, для кого смысл образования – в усвоении полезной информации на те или иные случаи жизни, найдут в книге много полезных советов по этому поводу.
Неужели это и есть наша перспектива?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru