Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ 
...К АКТУАЛЬНЫМ ОТВЕТАМ 

Судьба директора – самая нелегкая в современной школе. Он всегда – между жерновов. Он всегда – крайний. Он должен, как локатор, улавливать сигналы, поступающие снизу, от учителей (притом сигналы, зачастую несовместимые в своей противоречивости). И он же должен держать «рамку правил», задаваемых сверху, – будь то правила министерских приказов или районных инструкций. И притом сохранять чувство собственного достоинства – чувство достоинства человека и педагога. И строить свой образ школьного организма – вопреки всему.
На этой странице мы публикуем статьи двух директоров. Одна – российского директора, из Санкт-Петербурга, другая – украинского, из Кировограда.
Оба материала на одну тему: как выживать в условиях отсутствия денег и непрестанного управленческого пресса? И не просто выживать, а жить – чувствовать себя лидером, творцом, демиургом. Чувствовать небессмысленность того, что делаешь в тех нечеловеческих условиях, в которые ты поставлен. Работать так, чтобы чувствовать уважение к себе. И оказывается, это возможно.
Две страны, два директора, два общих круга проблем – и совершенно разные стратегии ответов. В одном случае – пафос постепенного расширения пространства межчеловеческих отношений через поиск и внедрение новых инновационных идей, через всемерное стимулирование учительской индивидуальности.
В другом случае – создание изощренно детализованной системы контроля за урочной деятельностью учителя, которая оказывается... способом чрезвычайно эффективной помощи учителю в границах классно-урочной системы. И это тоже позиция директора, который не хочет быть винтиком в образовательной машине, а пытается эффективно дополнить и преобразовать саму Великую дидактику Я.А.Коменского.
Два директора, две философии, две судьбы.
Два взгляда на развитие школы. Приглашение к разговору всех, кто к развитию школы причастен.
Виктор ГРОМОВОЙ,
директор гимназии им. Тараса Шевченко
Кировоград, Украина

Чего не должен бояться директор

Десять советов, как перейти от выживания к полнокровной школьной жизни

1. Не бойтесь власти

Ни у кого не спрашивайте разрешения на осуществление тех или иных инноваций. Действие – лучший способ преодоления сопротивления со стороны чиновников. Пусть сначала инновации появятся де-факто; ведь труднее запретить то, что уже есть, чем не дозволить то, что только может быть.
Иногда признание тех или иных новаций приходит само собой через несколько лет. Так было в моей гимназии с оксфордским курсом английского. «А кто вам разрешил использовать эти учебники?» – спрашивали меня. «А кто запретил?» – отвечали мы. И так продолжалось пять лет, пока эти книги не появились в списке учебников, рекомендованных Министерством образования.
Заботясь о юридическом обеспечении процесса инноваций, ищите юристов, ориентированных на поиск возможностей для инновационной деятельности, а не на тех, кто говорит нам «нельзя!». Нам нужны люди, которые знают, как можно эффективно работать даже в рамках существующей нормативно-правовой базы.
Главное, чтобы мы наконец перестали бояться власти, и власть сразу почувствует эту перемену и сама начнет подстраиваться под нас.

2. Не бойтесь людей с идеями

Первое условие эффективности инноваций – интеллектуальная подпитка извне. Школе нужно почувствовать себя открытой педагогической системой, которая притягивает и вбирает в себя новые идеи и новых людей. Инновации – это не внедрение чужого опыта. При этом задача управления – воспитывать толерантность к инакомыслящим. Главное – собрать в педагогическом коллективе ту критическую массу людей, которая обусловит цепную реакцию творческих усилий.

3. Не все сразу

Инновационное развитие школы не может происходить по принципу «все и сразу». У инновационного процесса несколько уровней.
1. Индивидуальные учительские инновации (путем повышения их квалификации, стимулирования поисковой деятельности).
2. Инновации в процедурах управления (новые формы проведения педагогических советов, контроля за качеством преподавания).
3. Изменения в структуре организации (перераспределение полномочий, ответственности, перемена функций).
4. Изменение стратегии развития организации, влияющее на ценностные ориентации педагогов.
5. Смена организационной культуры.

4. Не бойтесь глобальных планов

Инновационное развитие невозможно без стратегического планирования, позволяющего достичь гибкости и адаптивности школьной системы, сформировать тот или иной имидж учебного заведения, развить способность осваивать и самостоятельно создавать новые образовательные технологии, создать и мобилизовать альтернативные источники финансирования.

5. Не бойтесь свободы

От самого директора мало что зависит, если нет процесса самоорганизации детско-взрослого товарищества. Условием развития этого процесса служит курс на децентрализацию управления. Общественно-педагогические объединения учителей и руководителей школ, ассоциации родителей и учеников и т.д. – это приводные механизмы гражданского общества.
Разумеется, при этом инициатива тех или иных инноваций будет исходить не только от директора или учителей, но и от родителей и учеников. (Начать можно с расширения их права самостоятельно выбирать учебные предметы, темы для изучения и учителей.)

6. Не бойтесь нового стиля жизни

Раньше вы взаимодействовали с другими учебными заведениями только с указания «сверху». Теперь начинается сетевое взаимодействие учебных заведений, ведущих инновационную деятельность. Сетевая коммуникация появляется тогда, когда обнаруживается общее поле смыслов и возникают новые общие деятельности.
Выезжая с разбитой дороги старой педагогики на современную автомагистраль, неизбежно придется поддерживать принятую на автомагистрали высокую скорость движения, ориентируясь и на новые дорожные знаки, и на иной темп движения соседей.

7. Не бойтесь непонимания

Не бойтесь отпора инновациям внутри школьного коллектива. Рассматривайте его как естественную реакцию людей, которые боятся неудачи. Рядом с негативными реакциями на перемены обязательно будут и позитивные. Мы должны помочь учащимся и педагогам встать на путь самоанализа мотивов собственного поведения.

8. Не бойтесь пробовать

Наивно надеяться, что разовая акция может радикально изменить образовательную среду. Но разовое событие может стать первым толчком в процессе.
Мы хорошо понимаем, что не все изменения ведут к реальному улучшению работы школы, но улучшение возможно только через перемены.

9. Не бойтесь разочарований

Инновации содержат в себе не только новые возможности, но и новые угрозы. Если автомобиль можно на время остановить и спокойно провести замену шины, то школу остановить невозможно. Придется решать проблему, неразрешимую для водителя: как на ходу поставить новые колеса для школьной машины?
Неудивительно, что в таких условиях инновации сопровождаются моментами разочарования. Определенный хаос в ученической среде, сопротивление родителей, колебания в педагогическом коллективе – это все неизбежно. Если процесс перемен рассчитан на десятилетие, результаты не появятся сразу. Необходимо продолжать двигаться дальше даже под огнем критики. Если критическая точка будет пройдена, результаты пойдут вверх.

10. Не бойтесь идти медленно

Начните с малого! Можно просто поддержать инициативу одного или двух учителей, и процесс пойдет. Правда, это не значит, что все 70 учителей вашей школы смогут сразу включиться в инновации. Но через год появится еще один или два энтузиаста, готовых реализовать иные инициативы. Некоторые из них смогут даже найти альтернативные источники финансирования своего проекта.
После реализации десятка таких локальных проектов в вашей школе изменится все. Я убедился в этом на своем опыте. В моей гимназии на протяжении 1992–2000 годов традиционную образовательную среду бывшей школы № 5 изменили такие проекты: переход на преподавание английского языка по оксфордскому курсу; освоение системы индивидуальной педагогической поддержки (тьюторинг); переориентация работы на удовлетворение дополнительных образовательных потребностей гимназистов; создание системы связей с гимназиями-партнерами; участие в международных программах и проектах, организованных международным фондом «Возрождение», американским Корпусом мира, представительством ООН в Украине; создание школьного научного общества и появление традиции ежегодных творческих работ гимназистов; изменение образовательного пространства школы по схеме: научно-исследовательская лаборатория – учебные кабинеты гимназических классов – учебно-методические центры кафедр; внедрение новых учебных дисциплин и факультативных курсов; построение разноуровневой системы обучения в старших классах гимназии; организация демократического самоуправления учащихся; превращение гимназии в открытую систему с органической потребностью в эффективной системе PR (отчеты перед общественностью, выступления в прессе и т.д.); организация собственного издательства «Украинская гимназия».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru