Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
ИСТОРИЯ 

А.ВОЛКОВ

Исчезновение амазонок

Амазонки – не легенда. Их курганы раскапывают археологи

БИТВА ГРЕКОВ С АМАЗОНКАМИ. ФРАГМЕНТ ФРИЗА ГАЛИКАРНАССКОГО МАВЗОЛЕЯ

БИТВА ГРЕКОВ С АМАЗОНКАМИ. ФРАГМЕНТ ФРИЗА ГАЛИКАРНАССКОГО МАВЗОЛЕЯ

Случилось то в конце Троянской войны. Уже погиб защитник Трои, Гектор, и не было жителям ее надежды, как вдруг потемнела даль, вспылила земля, пришло конное войско. С берегов Черного моря, из Скифии далекой, явилось племя амазонок – грозных дев-воительниц.
Как трава под косой, под ударами амазонок падали в день следующий герои. Уже у кораблей были уцелевшие греки, уже побег их был скор, как вдруг на поле битвы явились два опоздавших воина – Ахилл и Аякс. В тот час все переменилось. Ахилл пронзил копьем царицу амазонок Пентесилею, а вскоре перебиты были многие ее подруги. Опасность отступила. Так гласит греческий миф.
О племени амазонок рассказывали многие античные авторы, начиная с Гомера и «отца истории» Геродота (490/480–425 гг. до н.э.). Была ли то досужая сказка? Или грекам довелось встретиться с племенем, жившим по законам матриархата?
День весны. Берег моря. Позади лежит полмира, покоренного им, героем. Он устал. Разве он не добился всего, о чем мечталось? К нему приближается слуга: «Прибыла какая-то знатная дама». Кивок головы, жест победителя: «Пусть войдет!»
Что ж, он привык к почитанию. Но чужестранка приехала не одна. Перед домом спешилась свита; в ней триста юных и храбрых дев. Герой удивленно обводит взором эту толпу. Тут же гостья объявляет, зачем прибыла сюда. За ребенком!

Героем был Александр Македонский. Завоевав половину известного ему тогда мира, он стоял лагерем на южном берегу Каспийского моря. Чужестранку звали Фалестрис. Она была царицей, «правившей всеми живущими между Кавказом и рекой Фазис», но весь облик ее так не подобал ее сану, что удивлял любого: короткая юбка, завязанная над коленями узлом; в руках – легонький серповидный щит; левая половина груди обнажена. Она была царицей амазонок – племени, жившего на берегах Черного моря. Она желала зачать от героя дочь, ибо той надлежало родиться лучших, царских кровей.
Этот поразительный эпизод из жизни великого полководца привел автор «Истории Александра Македонского», римский писатель Курций Руф, живший четыре века спустя. По его словам, встреча с царицей амазонок состоялась в 330 году до новой эры.
Очевидно, то была фантазия пресыщенного жителя Рима. Настоящие амазонки, если они и жили, то на много столетий раньше.

Без страха и ячменя

Не только греки и римляне говорили об амазонках. Рассказы о сражениях с племенами воинственных женщин известны, например, из древнекитайской и египетской истории. Однако никто не говорил об этом чаще греков, да и само имя – амазонки – придумано ими.
В первый раз они упоминаются в «Илиаде» – поэме, написанной в VIII веке. Название их племени могло переводиться как «лишенные груди» (a-mazos), поскольку, по преданию, амазонки сызмальства выжигали правую грудь, чтобы «было удобнее натягивать лук и бросать копье» (Курций Руф). Возможно и более прозаичное объяснение. Слово «амазонки» мы вправе возвести к греческому «a-maza», то есть «живущие без ячменя». Значит, амазонки – это кочевницы, не знавшие земледелия. Скифы же – они, по легендам, были их соседями – судили воительниц по их делам и звали людоубийцами.
Согласно Геродоту, амазонки отделились от скифов – кочевого племени, происходящего из Северного Ирана. После Троянской войны они удалились на восток и, по Геродоту, вновь смешались со скифами. Так возник народ савроматов, где пришлые амазонки были равноправны с мужчинами. О местных же жительницах эти воинственные гостьи отзывались так: «Мы с вашими женщинами жить не можем, ибо у нас не одинаковые с ними обычаи. Мы занимаемся луком, стрелами, лошадьми, а женским работам не учились».
Предание гласит, что амазонки пять раз подступались к Афинам, грозя перебить всех жителей. Греки побеждали их, но не могли разбить. В последнем безжалостном бою греки и чужестранные девы сошлись именно во время Троянской войны. Амазонки были окончательно разбиты. Уцелевшие кочевницы скрылись среди отрогов и ущелий Северного Кавказа, где их якобы встречали еще в XVII веке.
Это же слово «якобы» сопровождает и первые упоминания греков об амазонках: они напоминают сказочные сюжеты. В одном из этих преданий любимый греческий герой Геракл отправляется добыть пояс Ипполиты (по другой версии – Антиопы), дочери бога войны Ареса и царицы племени амазонок. Ипполита радушно приняла гостя и подарила чаемое: «Пояс ему пестроцветный сама Ипполита вручила».
Все бы ничего, но вмешалась мстительная богиня Гера, мечтавшая погубить Геракла, ведь тот был незаконным сыном ее супруга Зевса. Немедля она отослала к амазонкам зловредную Молву. Та лживо стенала и печалилась о том, что царица будет похищена чужестранцем. «И уведет он рабыней ее в свой дом», – твердила Молва.
Волнение началось в рядах амазонок. Разгневались они, схватились за оружие, решили расправиться с Гераклом. В него полетели копья. Со всех сторон на него бросались героини, словно тигрицы. Он размахивал палицей, пускал в них стрелы, отбивался мечом. Один за другим его товарищи гибли. Геракл же сумел вернуться на корабль да еще прихватил с собой войнолюбивую Ипполиту.
Однако месть амазонок не заставила себя ждать. Они появились под стенами Афин, где правил в то время еще один легендарный герой – Тесей. Битва выдалась столь кровавой, что память о ней пережила многие столетия. Еще знаменитый греческий историк и философ Плутарх (ок. 46–125 гг. н.э.), посещая Афины, видел там памятники, напоминающие о войне с амазонками. По его словам, победа над ними праздновалась здесь каждый год, и пышностью своей этот праздник затмевал даже победу над персами. Видел он также массовое захоронение амазонок. Именно признание Плутарха, умного, проницательного историка, считается сегодня доказательством, что сражения греков с амазонками – в самом деле исторический факт, а не выдумка поэта.
Лишь чудом амазонки, захватившие большую часть Афин, были отброшены от города. Что же до беглянки Ипполиты, то, по словам Плутарха, «она умерла, сражаясь на стороне Тесея, пораженная копьем Молпиады (одной из амазонок. – А.В.), причем в честь ее была поставлена колонна возле храма Геи Олимпийской». По другим данным, она была убита людьми Тесея, либо самим Тесеем, либо Пентесилеей.

Война мужчины и женщины

Откуда же у амазонок брались дети, раз в их племени мужчинам заказано было обретаться?
Раз в год, по весне, когда все цветет и жаждет плодиться, общий морок, как сетью, опутывал амазонок, увлекая их в грех. Они отправлялись на охоту за мужчинами. Наловив себе пригожих, пышущих здоровьем пленников, – чаще всего это были мужчины соседних племен, – они два месяца пировали с ними.
По зиме, девять месяцев спустя, на свет появлялись дети. Если это были мальчики, их в лучшем случае отсылали к отцам, а в худшем – убивали. Дочери же были желанными детьми; их вспаивали молоком кобылицы. Когда они подрастали, их учили стрелять из лука и сражаться в бою.
Гомер довольно сухо отзывается об амазонках. В сказании об аргонавтах они изображены в виде отвратительных фурий. Однако в сообщениях позднейших авторов их образ становится все привлекательнее.
Война с амазонками, очевидно, не только война «крови и почвы» – с чужим народом и за чужую землю, – но прежде всего война полов. Лучший пример тому история самой знаменитой амазонки – Пентесилеи.
Ее история разыгралась на фоне Троянской войны и стала кульминацией мифа об амазонках. Их племя вновь воспламеняет жажда мстить за Антиопу-Ипполиту. Ведомые своей царицей, «богоподобной» Пентесилеей, они грядут «с брегов Фермодонта» – «прекрасные, блистательные и жаждущие битвы». Они хотят бороться против греков, встав на сторону почти сокрушенных троянцев.
Но вот все вдруг меняется: на поле брани вступает Ахилл, долго чуравшийся битвы. Время, едва не потекшее вспять, теперь с ужасающей быстротой помчалось вперед. Ахилл смертельно ранил Пентесилею, сорвал с ее головы золотой шлем – и сам был уязвлен в сердце стрелой Амура. Он полюбил прекрасную царицу, умиравшую перед ним.
По одной из легенд, в ту минуту за спиной Ахилла раздался странный смешок. То всхохотнул «презрительный Терсит» – злой, безобразный воин, много досаждавший вождям греков. Развернувшись, Ахилл убил его на месте. Затем Ахилл тихо поднял Пентесилею и вынес ее из битвы. Амазонки устроили ей пышные похороны и прекратили сражение.
Пентесилея, говорит Диодор, была последней черноморской амазонкой, отличавшейся доблестью. После ее героической смерти амазонки скрылись в горах Кавказа и, по словам Геродота, смешались с народом скифов.
Они не были забыты, но уже в I веке до н.э. появляются первые сомнения в их реальном существовании. Историк и географ Страбон собрал много рассказов об амазонках, но, сопоставив их, назвал досужими выдумками.

Последние героини матриархата

История амазонок напоминает чистый миф, но ведь и история Троянской войны долгое время казалась красивой сказкой. То же касается мифа об амазонках.
Швейцарский историк Якоб Бахофен (1815–1887) первым выдвинул теорию, которая поначалу вызывала бурные споры, но теперь кажется все более справедливой: в глубокой древности люди долгое время жили по законам матриархата. Во главе племени стояли женщины. Они распоряжались землями племени и всеми его запасами и хозяйничали в жилищах. Они изготавливали одежду и утварь, собирали съедобные растения, готовили пищу. Мужчины были гостями в доме и во всем слушались хозяек.
Почему бы греки-ахейцы времен Микен и Троянской войны в одном из военных походов не могли повстречать племя, живущее по законам матриархата? Эта встреча поразила бы их не меньше, чем нашествие одноглазых циклопов. Сражение с ними могло на много столетий запечатлеться в народной памяти.

Где видели амазонок?

В позднем Средневековье и особенно в эпоху Возрождения пробуждается интерес к амазонкам.
Еще Марко Поло утверждал, что видел в Азии амазонок. Испанцы и португальцы сообщали о «государствах амазонок» в Южной Америке. Кстати, свое название самая крупная река континента получила именно в честь воинственных женщин. На берегах ее испанский конкистадор Франсиско де Орельяна сражался с отчаянно храбрыми индианками.
В XVII веке итальянский архиепископ Арканджело Ламберти совершил путешествие на Кавказ, где якобы встретил амазонок. По его словам, там жили три племени дев-воительниц, которые непрестанно вели войну с татарами и калмыками. Киевская Русь раскинулась на землях, лежавших к северу от страны амазонок. В старинных русских былинах, повествующих о стольном граде Киеве, тоже появляются грозные девы, умеющие постоять за себя в сражении.

Нету-де во Киеве такова стрельца,
Как любезной сестрице моей
Настасье-королевичне, –

признается «молодая княгиня Апраксевна» из былины «Дунай». И Настасья стреляет так, что позавидовал бы легендарный Вильгельм Телль.

Отмерили место на целу версту тысячну,
Держит Дунай на главе золото кольцо,
Вытягала Настасья калену стрелу,
Спела-де тетивка у туга лука,
Сшибла с головы золото кольцо
Тою стрелкою каленою.

В ХХ веке неподалеку от тех мест, где мерились силой и ловкостью Дунай Иванович и Настасья-королевична, стали впрямь находить следы существования дев-воительниц. Так, в 1928 году советские ученые сделали сенсационное открытие во время раскопок в местечке Земо-Ахвала на побережье Черного моря. Они раскопали доисторическое захоронение, в котором был погребен «князь» в полных доспехах и во всеоружии; здесь же лежала и двойная секира. Однако детальное изучение скелета показало, что это... останки женщины. Кто была она? Царица («королевична») амазонок?
В 1971 году вновь, на этот раз на Украине, было найдено захоронение женщины, погребенной с царскими почестями. Рядом с ней лежал скелет девочки, столь же роскошно украшенный. Вместе с ними в могилу положили оружие и золотые сокровища, а также двух мужчин, умерших, как выяснили ученые, «неестественной смертью». Здесь лежала царица амазонок с убитыми в честь нее рабами?
В 1993–1997 годах во время раскопок близ местечка Покровка в Казахстане были найдены могилы неких «воительниц». Рядом с женскими скелетами лежали приметные дары: наконечники стрел и кинжалы. Очевидно, женщины этого кочевого племени умели постоять за себя в бою. Возраст захоронения – две с половиной тысячи лет. Что это? Тоже амазонки? Быть может, права легенда, гласившая, что после Троянской войны уцелевшие амазонки скрылись среди гор Кавказа? Оттуда за несколько столетий они могли перекочевать в казахские степи.
До сих пор никто не мог однозначно связать все эти находки, сделанные в Причерноморье и близ Каспийского моря, с легендой о племени воинственных женщин, живших по законам матриархата. Кроме того, пока не проводились систематические раскопки в Турции, в устье реки Фермодонт, где, по легенде, лежало царство амазонок. Быть может, они вовсе не были мифом и не исчезли без следа? Возможно, в скором времени ученые отыщут памятники культуры, оставленные именно этим, отсталым для эллинской эпохи племенем – племенем амазонок.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru