Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КНИЖНАЯ ЯРМАРКА-2003 
УЧЕБНЫЙ ПЕРЕПЛЕТ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Пять учебников на один дамский роман

Почему российские издатели предпочитают выпускать учебную литературу

Фото В.СТРОКОВСКОГО

Во Всероссийском выставочном центре завершилась XVI Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ), где свою продукцию, в том числе учебники, учебные пособия и методическую литературу, представили ведущие российские и крупные зарубежные издательства. Можно ли считать эту ярмарку зеркальным отражением российского книжного рынка? А если это сравнение не совсем верно – что же отражает это огромное зеркало?

Богослов Фома Кемпийский говорил, что хотел бы обрести покой «в уголке с книжкой». Социологический опрос, проведенный в 2001 году, показал: это мнение разделяют 80 процентов россиян. Им нравится отдыхать с книжкой в руках. Вопрос – с какой.
На протяжении последних лет рынок учебной и методической литературы составлял около 40 процентов от всего книжного рынка страны. Заметим – ниша, занимаемая любовными романами, с каждым годом уменьшается и в прошлом году составляла около 8 процентов. Главная тенденция российского книжного рынка – просвещение, просвещение и еще раз просвещение. А любовь и кровь – в свободное от просвещения время.
ММКВЯ всегда эту тенденцию отражала. Одну из ключевых позиций на Московской международной ярмарке всегда занимали издательства учебной литературы, а их в России, включая самые маленькие, по последним данным, 55.
Большинство небольших издательств выпускает за год 1–2 учебные книги из Федерального комплекта. На эти деньги они могут прилично существовать. Это вполне цивилизованная форма существования маленького интеллектуального издательства, принятая на Западе.
Реально ли это в России? Вполне. Этот тезис подтвердит любое академическое и университетское издательство, которое выпускает научную литературу. Эти издательства присутствуют на ММКВЯ ежегодно, несмотря на дороговизну стендов (квадратные метры на ВВЦ дороже, чем на международной ярмарке во Франкфурте). Причину такого упорства академических издательств лучше всего выразило объявление, приколотое к одному стенду: «Ищем авторов! Редакторов! Переводчиков!» И другое объявление: «Поможем опубликовать ваши диссертации!»
Главное место среди «академиков» на ММКВЯ занимало издательство «Наука» с его различными редакциями. Небольшое, но почетное – петербургское «Дмитрий Буланин», издающее свежие академические исследования по истории, демографии и истории культуры, написанные ныне живущими российскими учеными. Отсутствовали: московский «Индрик» и петербургская «Алетейя» (не путать с московским издательством «Алетейа», которое издает книги по восточной мистике).
Когда-то на Международной книжной выставке-ярмарке в Москве присутствовали почти все значительные издательства России. В 2003 году самостоятельность издательства определяется скорее его отсутствием на международном книжном празднике.
Даже издательства-гиганты, гранды российского книжного рынка, для которых ММКВЯ – мероприятие статусное, не стали в этом году раскошеливаться на новые стенды. Например, «Олма-пресс» в прежние годы всеми силами привлекала к себе покупателей (выпуская между делом в свой павильон живых крокодилов, зубастые пасти которых были, к возмущению гринписовцев, заклеены скотчем). Уже третий год подряд «Олма-пресс» окупает на ММКВЯ свой роскошный стенд – муляж готической библиотеки с обитающими там привидениями. Эта роскошь была заказана к ММКВЯ 2001 года у дизайнера Бориса Краснова и обошлась «Олме-пресс» около 100 тысяч долларов. В 2003 году стенд покрасили белой краской, привидения подштопали и использовали заново. Время новорусского размаха прошло. Пришло время экономии.
Но издатели научной и интеллектуальной литературы преследуют другие цели, отказавшись от участия в ММКВЯ. У них теперь есть своя ярмарка – «Нон-фикшн», присутствие на которой не только престижно, но приносит гораздо больше пользы в плане деловых контактов. У тех, кто не издает ни дамских романов, ни кулинарных книг, меньше проблем с продвижением на рынок своей продукции. У интеллектуальных издательств есть надежный ресурс распространения: университетские магазины и книжные лавочки и свой проверенный покупатель, который купит нужную книгу, даже если ему в школе или университете не платят зарплату. Этот феномен был проверен после дефолта 1998 года и полностью подтвердил себя.
«Мы нашли своего читателя. Это высокообразованный человек, которому книга необходима, – объясняет директор издательства «Прогресс-традиция» Борис Орешин. – Какие бы кризисы ни сотрясали российскую экономику, наш читатель всегда найдет себе средства купить умные книги».
Так что привычные участники прежних ярмарок – «Прогресс-традиция» и «Ладомир» – не вышли на ММКВЯ со своей продукцией. За собратьев-интеллектуалов отдувались осаждаемые читателями петербургская «Евразия», «ОГИ» и «Новое литературное обозрение».
«Просвещение», стенды которого в прошлом году занимали значительную часть павильона, в 2003 году сменило имидж: книг на полках практически не было. Государственное издательство учебной литературы презентовало на сравнительно небольших выставочных площадях образцы своей мультимедийной продукции – электронные учебники нового поколения. В каждой из презентованных электронных книг «Просвещение-медиа» новейшие компьютерные технологии сочетаются с традиционными программами российского школьного обучения. В них изложен обязательный минимум содержания образования. Учиться по электронному учебнику легко: изображенные объекты многомерны, и их можно рассматривать с разных сторон, скучные географические карты анимированы и позволяют школьнику самому наблюдать за ходом тех или иных исторических событий.
Разработчики новых электронных учебников подчеркивают, что их продукция – это не версия электронного гипертекстового учебника и не компьютерный тренажер, а вспомогательное обучающее средство. Оно следует логике изложения школьной программы, но более изобретательно подает программу урока. По каждому выполненному упражнению программа составляет отчет, который поможет найти ошибки. Машина, кроме того, выполняет функции электронного наставника: ведет «журнал успеваемости» и готова перевести ученика с одного уровня программы на другой. Последнее особенно важно, если школьник будет постигать науки по электронному учебнику самостоятельно.
Ну а прочие издательства, которые балуют рядового читателя любовным или детективным романом или кулинарной книгой? Сегодня на российском рынке не осталось, кажется, ни одного известного издательства, которое специализировалось бы только на детективах и любовных романах (именно с них начинали знаменитые монстры книжного рынка – «Дрофа» и «АСТ»).
Все издательства, презентовавшие свою деятельность на ММКВЯ, издают литературу для более или менее образованного читателя. Не только Маринину, но и Ахматову. Не только про соление огурцов, но и про то, почему море соленое. Иначе на современном российском книжном рынке не выжить.
Время детективов проходит. Еще два года на ММКВЯ все говорили о русском детективе, а издательство «Фантом-пресс» проводило в конференц-зале ММКВЯ круглый стол «Детектив как средство от жестокости?».
Сегодня дети и взрослые все чаще надеются, что книгоиздатели подарят им сказки в духе «Гарри Поттера». И этих сказок на выставке было предостаточно.
«Эксмо» рекламировало свою серию волшебных романов «Таня Гроттер». Из-за «Тани» издательство уже столкнулось в суде с литературным агентом Джоан Ролинг, автора «Гарри Поттера». Дело в том, что романы-сказки Дмитрия Емца как по издательскому оформлению, так и по содержанию напоминают знаменитую сагу о мальчике-волшебнике. Однако столкновение коммерческих интересов закончилось ничем: вместо мальчика Гарри в сказке «Эксмо» действует девочка Таня, а вместо британского волшебства по страницам разлито славянское.
Издательство «Глобулус» представляло детям новую книгу А.Иванова и А.Устинова под названием «Чародейство в Москве», а «Эксмо», не жалея средств, рекламировало свою будущую новинку – сказочный роман еще одного школьного учителя, на этот раз из Ирландии, Йона Колфера. В его «Артемисе Фауле», судя по первым главам, действуют волшебники, гномы и тролли.
А что же знаменитости, дающие автографы? Увы, ажиотажа на прошедшей ярмарке так и не наблюдалось. Никто из мировых литературных звезд ММКВЯ не навестил. Не считать же таковыми Владимира Жириновского или художника Никаса Сафронова.
Не было на ММКВЯ, как в прошлые годы, ни Пауло Коэльо, ни Милорада Павича, ни лидирующей в России по продажам Иоанны Хмелевской. Следовательно, не выстраивались километровые очереди за автографами.
К Александре Марининой и Дарье Донцовой посетители ярмарки уже привыкли. Пока еще им не примелькалась юная Ирина Денежкина, автор повестей из молодежной жизни, которой, впрочем, совершенно напрасно пророчат славу «второй Франсуазы Саган».
Российский книжный рынок, переживший столько бурь (в августе 1998 года большинство экспертов предсказывали ему верную смерть), устоялся и остепенился. Большинство издателей нашли свою нишу, своего читателя (и, добавим, своего распространителя). А это значит, что им, в общем, незачем тратить тысячи долларов на участие в ММКВЯ.
Верно ли обратное – что читатель нашел своего издателя? Российский читатель находится в поисках своего издателя и своей книги. Иначе толпы людей не шли бы каждый год на ВВЦ…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru