Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

Если business, то не women?

Зарабатывание денег, карьера и успех губит в женщине Женщину, считают многие из тех, кто по каким-либо причинам оказался в роли домохозяйки. Позиция, конечно, удобная, но не бесспорная...

Катя. Я вижу много деловых женщин, успешных на работе, у которых и дома все чисто, и ребенок сыт-обут-одет-развит (конечно, в основном с помощью няни-бабушки-гувернантки), и сами они – с ниточки с иголочки. Но мне почему-то кажется, что три четверти их жизни – работа и “занятие собой” (поддержание себя в форме) и только одна четверть – семья, дом, муж, дети, хозяйство. Но ведь призвание женщины – это любовь! Получается, она пропускает свою главную радость и обязанность – дарить тепло близким людям... Или все же я не права? И одно другому не мешает?

Ирина Хоменко. Честно говоря, мне не совсем ясно, откуда взялось противоречие между делом (работой, бизнесом) и отношением к семье (мужу, детям)?
Эти понятия существуют практически независимо, а если и влияют друг на друга, то не в такой степени, в какой принято считать.
Не вдаваясь в подробности моей жизни, отмечу все же, что работала я всегда (с 15 лет), а год сидения дома с ребенком показался мне вечностью.
И не из-за того, что были в тягость домашние хлопоты, а из-за того, что с делами я управлялась быстро и нужна была еще какая-то нагрузка, помимо семейной.
Так вот, не буду скромничать и скажу, что моя семья всегда была в идеальном порядке – быт отлично налажен, ребенок чистенький и здоровенький, муж (даже когда приходил навеселе) в худшем случае лишался общения, но никогда – чистой рубашки или накрахмаленной постели. Душечка? Да нет, просто у меня были представления о хорошем доме, которые я с увлечением претворяла в жизнь.
Я считала, что женщина должна уметь делать все – шить, вязать, пироги печь, гвоздь забить, деньги по-умному потратить… И тем не менее мое представление о полноценном существовании включало в себя еще одну очень важную составляющую – реализовать себя в общественно значимой деятельности.
Я всегда была уверена, что дети и мужья нуждаются в нас на разных этапах жизни в разной степени, и опасалась дожить до того периода, когда эта потребность у них сведется к нулю. И будет поздно “искать себя” еще где-то. Опыт друзей и знакомых, увы, подтвердил эту истину – дети вырастают, мужья надоедают (или вы им), и остается только беспомощное цепляние за чью-то бурную жизнь.
Мне совсем не хотелось через 10–15 лет сидения дома стать обузой и для своего ребенка, и для мужа. Все члены семьи должны развиваться примерно в одинаковом темпе, они должны быть одинаково современны, а значит, будут и интересны друг другу.
Был период, когда мы с мужем работали вместе, и у нас был чудесный альянс (он до сих пор вздыхает об этом), но на каком-то этапе, когда я ушла в другую сферу деятельности, оказалось, что это было очень разумное (хотя и вынужденное) решение. Теперь мы в курсе дел друг друга и представляем интерес не только как супруги, но и как партнеры и союзники.
Что касается внимания и любви, то, на мой взгляд, такая жизнь лишь сблизила нас и обострила потребность делать друг для друга что-то с большим желанием, не отягощенным необходимостью.
Мои мужчины (включая собаку) не чувствуют себя обделенными. Каждый из нас знает, что при возникновении критической ситуации выбора все дела будут немедленно отставлены и силы брошены на преодоление проблем семьи. Именно поэтому никто из нас не требует к себе особого отношения по мелочам. Кроме того, если вы разносторонне развитый человек, много знаете или хотите узнать – это лучший фактор развития детей. А такие знания можно получить прежде всего от профессиональной деятельности.
В общем, работа никогда не станет каторгой, если ваша семья помогает вам и старается не требовать к себе исключительного отношения. А близкие не требуют этого тогда, когда вы даете понять им, как вы их цените и любите и как много они для вас значат. И когда делите с ними вашу профессиональную жизнь. Ну, например, если мой муж знает, что у меня важная встреча с человеком, о котором я ему много рассказывала и который величина ого-го, неужели он будет настаивать на том, чтобы я сломя голову неслась домой готовить ему обед? В этот день он и сам справится или поголодает, не устраивая истерик. Но зато если ему надо принять деловых партнеров дома, то уж тут я подвину все свои дела и устрою отменный прием, ведь это важно для него.
Рассуждения про деньги (чем их больше, тем лучше сидеть дома) отчасти верны, но первично, на мой взгляд, все же отношение к ним. Я встречала много женщин, которые не умели распорядиться никакими суммами.
Кстати, ссоры из-за денег у нас случались редко: я не требовала больше, чем муж мог заработать, а он не требовал больше, чем на ту сумму, которую зарабатывал. Когда же я стала зарабатывать тоже неплохо, муж на эти деньги даже не думал претендовать: он считает, что основным добытчиком должен быть мужчина.
В общем, я не вижу ничего плохого в том, чтобы женщина отдавалась своей работе – в ущерб семье это идет только тогда, когда семья выступает “отягчающим обстоятельством”. Тогда построение карьеры – это бегство от семейных проблем.
Сразу прошу извинить меня тех женщин, которые работают “по необходимости”, хотя именно они вызывают во мне искреннее восхищение: содержать неблагодарных капризунчиков – это ох какой подвиг. Я на такой, наверное, была бы не способна.

– А если, например, я дома сижу и много читаю, много знаю, развиваюсь сама по себе, это никак не влияет на отношение ребенка ко мне?

Ирина Хоменко. Мне кажется, что авторитетом для ребенка можно быть, не обязательно имея “чемодан знаний”, почерпнутых из книг. А вот когда твой ребенок видит искреннюю признательность других людей по отношению к тебе, видит твои профессиональные успехи, гордится тобой и учится у тебя – это ли не лучший путь к уважению? Знания ведь сами по себе ничего не значат, если от них польза только для тебя, любимого. Разве не так?
К тому же у работающей женщины есть выбор, с кем интенсивнее общаться – с коллегами по работе или с подругами. Мне, например, не составляет труда встретиться с теми друзьями, с которыми хочется увидеться. Они (как люди тоже работающие) привносят в мою жизнь массу других впечатлений от своей профессиональной деятельности, мы отлично понимаем друг друга и можем дать друг другу ценный совет.
А о чем мне говорить с домохозяйками, если круг их интересов все же гораздо уже – как ни крути, но за территорию “муж-ребенок-плохая свекровь” они выходят редко. (Сразу прошу прощения у тех мамочек, которые представляют счастливое исключение из этой категории. Просто мне другие в реальной жизни не встречались.)
Поэтому, честно говоря, меня удивляет сам вопрос, поставленный в дискуссии: работать или нет? Хочется – работайте, не хочется – найдите, кто будет делать это за вас в обмен на что-то ваше. Но на мужчин, я думаю, полностью полагаться никогда нельзя: о своем ребенке надо уметь позаботиться самостоятельно.

– Ну хорошо, но тут встает еще один вопрос – об ответственности родителей за воспитание своих детей. Раньше дворяне сами воспитывали своих чад, потому и такое понятие, как элита общества, существовало. А сейчас что?

Ирина Хоменко. А где это вы вычитали, что дворяне сами воспитывали своих детей? Нет уж, они этим точно не занимались! Большинство детей воспитывались не родителями, многие из них даже не дома. Всегда для этого в состоятельных домах были учителя, гувернеры, кормилицы.
В семьях более низкого социального положения было принято отдавать детей на сторону, так как ребенок в семье был обузой (“лишним ртом”), а в чужой семье мог быть работником, которого она и прокормит.
Дамы высшего света себя воспитанием особо не утруждали – этому способствовали традиции общества, где ребенок “сбывался с рук” при первой же возможности.
В 1913 году в России состоялся первый съезд по семейному воспитанию, на котором видные ученые-педагоги с возмущением констатировали, что родители совсем не общаются с детьми, “забрасывают” их. А воспитание доверяется иногда даже необразованной прислуге.
А “замечательные дети” – это заслуга в первую очередь специальных учебных заведений, где граждан выращивали на службу Отечеству. (До 1917 года образование в России было ведомственным.)
Поскольку до революции женщина всегда была социально защищена (за мужем), ей не приходилось думать о своей профессиональной карьере, основная задача ее была – дом. Опять же общество было устроено так, что брак был некоторого рода предприятием, хорошей сделкой. Выйти удачно замуж – это значило обеспечить и себя, и детей на всю оставшуюся жизнь.
Сейчас же женщина с получением штампа в паспорте никак не застрахована от тяжелой участи – именно поэтому она должна заботиться о себе и о своих детях сама. Общество не готово взять на себя социальную защиту женщины. К сожалению...
И последнее. Сидение дома никогда не гарантирует хорошего ухода за ребенком. Есть мамочки, которые просто не хотят работать, но называют это “отдать себя дому”.
У меня есть несколько подруг, которые изнывают от необходимости работать и мечтают, чтобы кто-то их содержал. Хотя, когда их дети были маленькие, в доме царил бардак и муж, приходя ночью с работы, никогда не мог рассчитывать на ужин (“Мне было некогда!”). Дети всегда неухоженные, один даже ногу сломал, упав с обеденного стола (!) в возрасте полутора лет. И что это за уход и развитие, скажите? На самих них смотреть было страшно – вечно заспанные, в засаленных халатах, и на все отговорка: у меня двое маленьких детей, мне некогда за собой следить, все для них! (А что для них-то?)
Поэтому мне кажется, что все зависит только от самой женщины, “предназначение” здесь ни при чем. В разные периоды нашей жизни мы решаем эту проблему по-разному.
Но опыт все же показывает, что социально не востребованная женщина с годами меркнет – и прежде всего для своих близких.
В психологии есть такое явление: каждый человек защищает свой выбор. Вот, например, купишь платье неудачное, пожалуешься кому-то. И как только с тобой согласятся, тут же начинаешь переубеждать себя (и других), что вообще-то оно ничего...
Так и здесь. Сам факт появления таких вопросов говорит о том, что “сидящих” мам что-то беспокоит в их распрекрасном положении, что-то требует у них подтверждения правильности выбранного ими пути.
И еще я заметила – самостоятельные женщины, чего-то добившиеся в профессии, возвращение на кухню считают абсолютно неприемлемым. А вот те, кто не может себя реализовать, приходят к выводу, что больше принесут пользы дома.

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru